Передел мира. О «большой сделке» между Трампом и Путиным

Передел мира. О "большой сделке" между Трампом и Путиным

Избрание Дональда Трампа президентом США и раскол ЕС активизирует поиск путей установления лидерами ведущих держав новых правил, путей разделения мира на новые сферы влияния с выкристализовыванием новых торгово-экономических зон.

Возможности заключения «Большой сделки» между президентами Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, в контексте тяжелого наследия Обамы,  архитектура новейшего мирового порядка будет зависеть от лидеров РФ, США и Китая, что затрудняет и затягивает решение.

Начавшийся примерно, в 2014 году процесс перехода от доминирования США к более сложной модели мироустройства займет длительное время. Для Трампа "Make America great again" не означает американского лидерства, он развел понятия «первенства» и «лидерства», передает ВВС.

Предмет уступок – разделение сфер влияния, при которой сферой влияния России признаются многие республики бывшего СССР, присоединение Крыма к РФ, взамен на более активное участие Москвы в борьбе с ИГ, стабилизации на Ближнем Востоке и ядерном разоружении.

Это может повлечь за собой снятие санкций, мотивированных ситуацией на востоке Украины. США могут отложить решение вопроса присоединения Крыма к РФ и военных действий на Донбассе в долгий ящик.

Наряду с этим, президент Трамп заявил о намерении сотрудничать с Украиной, Россией и другими заинтересованными странами, чтобы восстановить мир в районе украинской границы.

Трамп обозначил приоритеты во внешнеполитической деятельности США, заявив в интервью телеканалу Fox News, что Иран "абсолютно не уважает" США и является "террористическим государством номер один".

О том, что сделка должна состояться, косвенно свидетельствует и назначение на должность Госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Между тем, принципиальным поводом для разногласий лидеров стран  и конфликта могут также стать практически перекликающиеся цели Трампа и Путина.

О том, что Трамп привлекает на свою сторону бывшего американского дипломата Генри Киссинджера, хорошо знакомого с Владимиром Путиным, чтобы предотвратить новую холодную войну из-за напряженных отношений между США и РФ, первой сообщила Bild со ссылкой на источники в команде президента США и данные европейских спецслужб.

«Я думаю, Киссинджер готовит дипломатическое наступление,  сказал американскому изданию Politico Марсель Ван Херпен специалист по России, руководящий голландским  аналитическим центром Cicero Foundation. — Он реалист. Самое важное для него – это поддержание равновесия в мире, а не разговоры о правах человека или демократии».

Как говорится в аналитическом документе для западноевропейских спецслужб, основанном на информации из команды Трампа, новый президент США стремится к отмене антироссийских санкций "по совету Киссинджера".

Как пишет газета Independent, Киссинджер советовал президенту США Трампу «признать присоединение Крыма Россией».  Кроме того, экс-госсекретарь якобы советует президенту признать главенство России в бывших советских республиках.

Тренд Америки Трампа - это опора на собственные национальные интересы. Выборы в Молдавии и Болгарии также показывает тренд, что геополитический баланс смещается в сторону России, и Украина в результате остается с отдельными лидерами стран ЕС и НАТО.

Исходя также из телефонного разговора Путина и Трампа, Украина может стать одним из пунктов «Большой сделки» нового президента США Трампа с Россией. Трамп будет стремиться к снятию санкций с России, что выгодно ряду крупных компаний США. РФ будет настаивать на защите интересов граждан Донецка и Луганска и на буквальном выполнении Украиной Минских соглашений.

Президенты России и США в ходе телефонного разговора подчеркнули важность восстановления взаимовыгодных торгово-экономических связей. Разговор лидеров двух держав может открыть новый этап в процессе политического урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом.

Американский эксперт Томас Грэхэм также предостерег от дальнейшей изоляции Москвы. «Простым усилением санкций кризис в Украине не разрешить. Во-вторых, не в наших стратегических интересах, если российская экономика слишком ослабнет, и Россия повернется в сторону Китая, — отметил он. — Мы должны рассматривать Россию в глобальном контексте», сообщает Politico.
В этом Грэм отражает точку зрения Киссинджера, который во время своего последнего визита в Москву сказал, что «Россию следует воспринимать как существенный элемент любого нового глобального равновесия, а не как, в первую очередь, угрозу для Соединенных Штатов».
По словам Грэма, Россия может помочь нейтрализовать влияние Китая в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Хотя без экономического роста возможности России нестабильны, считает Грэм, в ближайшие десятилетия эта страна будет неотъемлемым элементом в международных делах.
«Как мы видим по состоянию дел в киберпространстве, она обладает значительным военным потенциалом, — отметил Грэм. — Это крупная держава, и мы должны с ней вести дела. Это будет частью стабильного мирового порядка».

Как сказал Грэм, настало время менять политику в отношении России. «Мировой порядок меняется. Мы должны прийти к новому равновесию».
Наряду с этим, как отмечает издание, источник, знакомый с планами команды Трампа в сфере национальной безопасности, сказал, что президент «восхищается репутацией и авторитетом Киссинджера, но вовсе не обязательно разделяет его взгляды».

Это в первую очередь может касаться отношений с Китаем, который весьма часто вызывает у Трампа раздражение, и необходимости сохранить модернизированную сеть Альянса НАТО.

Между тем, стремление Трампа наладить более теплые отношения с Россией является одной из наиболее последовательных его стратегий.

В отношении Сирии, Киссинджер снова призвал США сотрудничать с Россией. «Совместные усилия США и России при поддержке других крупных держав могут стать образцом для урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке и во всем мире», цитирует его Politico.

Наряду с этим, Стивен Пайфер, экс-посол США в Украине, отметил, что пока остается неясным, как именно Трамп собирается налаживать отношения с Россией.

«Сумеет ли Трамп наладить отношения с Россией, добившись при этом от нее уступок в смысле более приемлемого поведения?— спросил Пайфер. — Если мы готовы смириться с тем, что они делают в Сирии, Крыму и на востоке Украины, мы можем наладить отношения. Но мы жертвуем другими интересами, и пока неясно, что мы получим взамен».

Другие западные эксперты более пессимистичны. «Если отвлечься от нынешней дружественной риторики, возникают сомнения в том, что в российско-американских отношениях возможна "перезагрузка", пишет на сайте Die Presse научный сотрудник Трансатлантической академии Ханнес Адомеит.

 

Угрозы и риски

По мнению ряда западных экспертов, в Администрации США понимают, что Россия не несет опасность, сравнимую с международным терроризмом, ядерной программой КНДР или ростом влияния Китая – второй экономики планеты.

Однако, хотя курс внешней политики Трампа еще не сформулирован, новый президент уже окружил себя многими людьми, не только нейтрально, но скептически и даже враждебно настроенными по отношению к России. Так, Трамп выбрал на должность министра обороны Джеймса Маттиса, генерала морской пехоты, который считает Россию серьезной угрозой.

При нынешнем расколе элит и общества в декабре американский Центр превентивных мер выпустил доклад, в котором в очередной раз назвал Россию главной угрозой для США в 2017 году.

Америка и Россия также не всегда едины во мнениях о том, кого считать международным террористом.

Нет общей позиции и по Китаю, который  назван противником США на международной арене, что едва ли приемлемо для улучшения отношений с Москвой. Китай в нынешних условиях является важным партнёром и союзником России - как в военно-политическом, так и в экономическом плане.

При этом у Китая есть свои возможности и представления о структуре международной безопасности. Китай поддерживает идею углубления трехстороннего сотрудничества с Россией и США для совместного разрешения стоящих перед современным миром проблем и вызовов, заявила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин.

Однако, при Трампе высоки риски начала открытой торгово-экономической войны с Китаем. Споры и военные маневры относительно островов Южно-Китайского моря – краеугольный камень столкновения.

Китайцы внимательно наблюдают за тем, насколько решительно Соединенные Штаты отстаивают принципы суверенитета и территориальной целостности Украины, пока Пекин планирует свои следующие шаги в Южно-Китайское море, пишет Foreign Policy.

Наряду с этим, не все зависит только от воли лидеров держав. Президентам придется договариваться в рамках своих внутренних партийных систем. Трамп испытает еще более значительное бюрократическое и либеральное сопротивление в случае реального сближения с Москвой.

Ощутимые препятствия для заключения «Большой сделки» также создают изданные в последние недели президентства Обамы законы. Хотя, по мнению западных экспертов, своими выпадами на последок Обама не смог изменить общий настрой, который Трамп внесет в российско-американские отношения.

«В то же время нельзя исключать и того, пишет Politiken, что последний демарш Обамы «все-таки станет головной болью для Трампа и, судя по всему, весьма ощутимой».

В сложившихся условиях, по мнению американских экспертов, не стоит рассчитывать на скорую нормализацию отношений США-Россия, а, прежде всего, на развитие диалога и постепенное улучшение отношений путем заключения ряда сделок двух стран и постепенного снятия санкций.

Под «Большой сделкой» скорее следует понимать ряд сделок двух стран, которые заложат основу для ликвидации хаоса в международных отношениях, доставшихся миру в наследие от Обамы. Свою лепту в характер договоренностей также может внести опубликованная рядом арабских СМИ, однако официально неподтвержденная информация о тяжелой болезни президента Сирии Башара Асада.

По данным источников, лидеры двух держав – Путин и Трамп - встретятся лично до саммита G 20, намеченного на июль текущего года.

 

Источник: rian.com.ua

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.