ГЛАВА III «Сохранение напряженности отношений США- КНР в контексте «хрупкого перемирия» книги В. Матвеева «Милитаризация и диджитализация мира и Космоса», Киев. — 2020.

США и КНР на фоне предвыборной кампании Дональда Трампа условились о «перемирии» в торговой войне, которая за полтора года нанесла мировой экономике ущерб в размере сотен миллиардов долларов.

КНР в обмен на отмену США новых тарифов согласился на закупки американских сельскохозяйственных товаров и энергоносителей. Правительство КНР отказалось от введения новых пошлин в размере 10 и 5% на некоторые товары американского импорта,  http://www.chinadaily.com.cn/a/201912/16/WS5df686b3a310cf3e3557e3cb.html и https://www.dw.com/ru/китай-отменил-запланированные-штрафные-пошлины-против-сша/a-51678288

Стороны подписали мини-сделку в январе 2020 года, которая подразумевает больше защиты для зарубежных компаний в Китае и китайских компаний в США. Однако, мини-сделка «первой фазы» предоставила передышку, но не принесла существенных изменений в большой картине торговой войны.

В дополнение к увеличению китайских закупок сельскохозяйст-венной продукции в обмен на снижение тарифов, «первая фаза» соглашений предполагает включение обязательства КНР сделать больше для прекращения краж интеллектуальной собственности и соглашение обеих сторон об отказе от манипулирования своими валютами.

При этом ключевые проблемы - кража американских технологий и субсидии Пекина китайским компаниям - остались за рамками. Соглашение не снимает главные противоречия, из-за которых президент Дональд Трамп начал торговую войну: Трамп стремится устранить перекосы в торговой войне с КНР и уверен, что КНР крадет американскую интеллектуальную и поддерживает свои предприятия вопреки правилам торговли.

До начала торговой и валютной войн КНР приобретала у США сельскохозяйственной продукции на 24 млрд долларов в год. В пределах «первой фазы» торговой сделки Пекин согласился увеличить закупки на 16 млрд долларов в год по сравнению с этой цифрой. Таким образом, получится не более 45 млрд., а не 50 https://www.bbc.com/russian/news-50795523#

Наряду с этим, Вашингтон оставит 25% торговых пошлин, которые затронут объем экспорта китайских товаров на 250 миллиардов долларов, но вдвое - до 7,5% - понизил действующие пошлины, которые затрагивают товары китайского экспорта объемом 120 миллардов долларов, говорится в официальном сообщении Торгового представительства США (USTR),

https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-12-13/china-says-deal-agreed-u-s-to-roll-back-tariffs-in-stages и https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-12-15/asian-stocks-set-to-open-mixed-after-trade-deal-markets-wrap?srnd=premium-europe

Итоги торговых переговоров между США и Китаем наряду с последствиями распространения коронавируса  станут ключевым фактором, определяющим траекторию роста в 2020 году, а мини-сделка оставила за бортом основные спорные вопросы.

ДЖОКЕР, снижающий градус активности и агрессивного поведения КНР в торговой войне – распространение коронавируса.

Основная фундаментальная проблема в том, что у США и КНР - разные системы, которые сегодня невозможно интегрировать в условиях высокой конкурентной борьбы. Пекин не проводит серьезные структурные изменения, на которых настаивает Вашингтон.

Цели Вашингтона и Пекина фундаментально противоположны, поэтому любая сделка будет временной и в лучшем случае фрагментарной.

Едва ли получится реально добиться принятия других положений соглашения, которые были целью развязанных торговых и валютных войн. Это – более свободный доступ иностранных инвесторов на китайский рынок и отказ Пекина от мер по господдержке технологических гигантов типа Huawei, включая манипулирование курсом юаня.

Политическая и экономическая «посадка» КНР в 2020-2022 гг., особенно в контексте распространения нового коронавируса из КНР, при которой ВВП Китая может существенно замедлиться в 2020 году. Корпоративный долг китайских компаний – одна из основных причин угроз мировой экономике.

Китайские фондовые биржи рухнули из-за коронавируса. Индекс Шэньчжэньской биржи упал на 8,45%, Шанхайской - на 7,72%. Центробанк Китая вливает в финансовый рынок свыше триллиона юаней, чтобы избежать паники из-за вируса 2019-nCoV.

Возможно, будут удалены китайские компании с фондовых бирж США, а Пекин также может продать пакет своих казначейских облигаций США.  Китай сталкивается с колебаниями ликвидности, ростом уровня безработицы и др. Протесты в Гонконге еще больше подрывают экономику в контексте ликвидации перевалочного пункта для капитала.

Указанные процессы реализуются на фоне того, что финансовый центр Азии Гонконг фактически разрушен продолжающимися антиправительственными протестами. Продолжающиеся протесты в Гонконге после победы оппозиции на выборах еще больше подрывают экономику, в то время как для китайской и глобальной экономик важна функция Гонконга, как финансового центра, перевалочного пункта для капитала с учетом того, что вложенные в китайскую компанию через Гонконг деньги можно «вынуть» обратно.

Вспышка коронавируса из КНР заставляет многие крупнейшие компании и целые отрасли менять планы, логистику и приспосабливаться с поиском других партнеров. КНР, ослабленную торговыми и валютными войнами, протестами в Гонконге и долгами, – задумываться о сохранении темпов своей экономики, инвестициях.

Резкое сокращение в странах всего мира воздушного сообщения с КНР не только снижает доходы авиакомпаний и аэропортов, а и создает серьезные проблемы компаниям из разных отраслей. Приостановка сообщения многими авиационными компаниями, автоматически вызвало обвал спроса на авиатопливо более чем на четверть.

Спрос на сырую нефть упал на 20%, а спотовые закупки сжиженного природного газа практически полностью прекращены, передает https://enkorr.ua/ru/news/neftyanye_giganty_ne_voshli_v_top5_kompaniy_ssha_postradavshih_ot_koronavirusa/240124

Промышленность под ударом: многие производства закрыты, так как работники находятся дома на карантине по указанию властей, а перебои с транспортом существенно осложняют отправку товара покупателям.

Экономика КНР была уже ослаблена до распространения коронавируса. В 2019 году она выросла только на 6,1%, чего с ней не случалось с конца прошлого века.

Президент Всемирного банка Дэвид Малпасс 4 февраля предупредил о предстоящем спаде прогнозов темпов роста мировой экономики, «как минимум в первой части 2020 года».

Помимо ослабления экономики КНР,Китай является ключевым мировым поставщиком комплектующих для производства промышленных и потребительских товаров (прежде всего, электроники). На КНР приходится около пятой части подобных поставок в мире и около 40% - в странах региона, напоминает https://www.bbc.com/russian/features-51330371

Торможение промышленности грозит потерями для ключевых поставщиков ископаемого сырья: Австралии и Бразилии.

Перебои с китайскими комплектующими заставят бизнес на Западе искать альтернативных поставщиков, что потребует дополнительных затрат и сократит прибыль.

Пока вспышка коронавируса оказывает двоякое влияние на страны Европы. Кроме утраты туристов из КНР и региона, подешевевшие энергоносители и сырье для промышленности в контексте с притоком уходящего от риска капитала пока поддержат экономики Запада. Вывод капитала сопровождается девальвацией и ростом цен на импорт.

«Призрак кризиса пугает инвесторов», «инвесторы продают активы, которые дешевеют в трудные для экономики времена: акции, нефть, металлы, долги развивающихся рынков», одновременно они приобретают более надежные: облигации развитых стран и золото.

Распространение коронавируса в Китае и других странах спровоцировало панику на товарных и финансовых рынках, в связи с чем значительно подешевели ряд категорий полезных ископаемых: нефть и железная руда. Фондовые индексы КНР лишь за прошедшую неделю потеряли от 7% до 12%.

Поскольку КНР – крупнейший импортер нефти в мире, который приобретал до 14 млн. баррелей в сутки, нефть упала до годового минимума. Согласно данным группы Eurasia, спрос на нефть в Китае сократится на 3 млн б/с в I квартале с уровня 2019 года.

Вирусный кризис в КНР стал для рынка нефти тем «черным лебедем», который за четыре недели обрушил нефтяные фьючерсы свыше 20% — с более чем $70/барр. 6 января до $54/барр. 4 февраля.

Цены на металлы, используемые в промышленности, - медь, никель, алюминий - упали в среднем на 7% с момента вспышки вируса.

В любом случае, затянувшиеся торговая и валютная войны КНР и США и распространение нового коронавируса приводят к замедлению роста мировой экономики и, как следствие, к снижению спроса на нефть.

Показательно, что китайская компания Sinopec, которая, как могла бы стать очередным крупным покупателем СПГ США, планирует пересмотреть условия сделки на поставку ресурса с Cheniere Energy на сумму $16 млрд., что также связано с резким падением цен на СПГ.

В этом контексте, министр финансов США Стивен Мнучин заявил в четверг, что ожидает, что Пекин будет придерживаться обязательств об увеличении закупок американских товаров и услуг, по меньшей мере, на $200 миллиардов в течение ближайших двух лет, невзирая на вспышку коронавируса. https://ru.investing.com/news/stock-market-news/article-1946341

«Основываясь на текущей информации, я не ожидаю, что возникнут какие-либо проблемы с выполнением ими своих обязательств», заявил Мнучин в интервью Fox Business Network.

В свое время помощь коллективного запада при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы – стала одной из причин развала СССР, наряду с падением цен на нефть. США уже предложили оказание помощи КНР для купирования распространения коронавируса.

Пока не станет ясна степень опасности и распространенности коронавируса, трудно спрогнозировать точно меру разрушительности последствий. Запуск станка при худшем из сценариев приведет к биржевому краху с обрушением цен на акции, нефть, металлы и долги развивающихся рынков.

«В глобальном балансе все еще много неопределенности, и неизвестно, как будет развиваться спрос (на нефть) в ближайшие месяцы в результате вспышки коронавируса», сказано в аналитической записке ING Economics.

Потенциально возможная пандемия коронавируса и корпоративный долг китайских компаний – одни из основных причин угроз мировой экономике. Вспышка коронавируса в КНР с прогнозируемым еще большим замедлением темпов экономики и послужили одной из основных причин уступок Пекина Вашингтону.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий