Лагард: вызовы денежно-кредитной политике в быстро меняющемся мире

системный аналитик Владимир Матвеев

Глава ЕЦБ Кристин Лагард на форуме в Португалии подтвердила 28 июня, что «покупка чистых» активов в рамках различных программ регулятора завершится на этой неделе» и в июле ЕЦБ намерен поднять «учетные ставки впервые за 11 лет.

При этом ЕЦБ предоставит некоторые рекомендации для сентябрьского заседания ЕЦБ по вопросам политики и путей изменения ставок в дальнейшем.

ЕЦБ завершит чистую покупку активов в рамках программы покупки активов 1 июля и намерен поднять три ключевые процентные ставки на 25 базисных пунктов на нашей следующей встрече 21 июля.

Кристин Лагард подтвердила планы по первоначальному повышению ставки на четверть пункта в июле, однако сказала, что политики готовы активизировать действия по борьбе с рекордной инфляцией, в случае надобности.

ЕЦБ также объявил, что ожидает «повторного повышения ключевых процентных ставок в сентябре», и «если среднесрочный прогноз инфляции сохранится или ухудшится, на сентябрьском заседании будет уместно большее повышение», говорится на сайте ЕЦБ https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2022/html/ecb.sp220628~754ac25107.en.html

По словам Лагард, это «отражает принцип «опциональности», при котором, если прогноз инфляции не улучшится, у нас будет достаточно информации, чтобы действовать быстрее. Однако, подчеркнула глава ЕЦБ, «это обязательство зависит от данных».

Этот условный подход к темпам корректировки процентных ставок не следует путать с откладыванием нормализации. Поскольку наша политическая позиция основывается на четкой функции реакции, ожидания по процентным ставкам и безрисковые ставки могут корректироваться заранее.

Лагард намерена продолжать «идти по этому пути нормализации» настолько далеко, «насколько это необходимо, чтобы обеспечить стабилизацию инфляции на уровне 2% в среднесрочной перспективе».

В то же время зона евро отличается от некоторых других крупных экономик по двум ключевым причинам, и путь нормализации должен быть соответствующим образом проработан.

При этом Лагард напомнила, что зона евро имеет уникальную институциональную структуру, построенную вокруг 19 еще не полностью интегрированных национальных финансовых рынков и 19 национальных фискальных политик с ограниченной координацией, что приводит к тому, что позиция центробанка в области денежно-кредитной политики неравномерно распространяется по еврозоне.

Отмечая потрясения, которые потрясли еврозону, Лагард отметила «сбои в глобальной цепочке поставок в сочетании с растущим мировым спросом привели к резкому росту цен на промышленные товары по всей цепочке ценообразования». «Несоответствие между спросом и предложением на глобальных энергетических рынках» привело к росту цен на энергоносители в зоне евро. По словам главы ЕЦБ, «российско-украинская война усилила оба этих фактора», а также привела к росту мировых цен на продовольствие. При этом Лагарад, в отличие от руководителей ФРС и Минфина США, не признала просчеты в политике ЕЦБ. ЕС.

Текущий уровень инфляции на продукты питания и промышленные товары не наблюдался с середины 1980-хгг.

Согласно июньским прогнозам персонала Eurosystem, инфляция превысит 2% на весь период прогнозирования, а к 2024 году она снова немного превысит нашу среднесрочную цель.

Несмотря на восстановление услуг, частное потребление в зоне евро по-прежнему более чем на 2% ниже допандемического уровня, и инвестиции остаются подавленными.

Лагард подчеркнула, что «во-первых, инфляция начинает укореняться в сфере услуг, «которая является самой «липкой» составляющей инфляции и имеет больший вес, чем товары», во-вторых, «безработица в еврозоне находится на рекордно низком уровне». Нехватка рабочей силы широко распространена во всех секторах, а «показатели спроса на рабочую силу остаются высокими».

По ее мнению, это ужесточение на рынке труда «вместе с эффектом догоняющего, вызванным высокой инфляцией», предполагает, что рост заработной платы ускорится. Согласно последним весьма оптимистическим прогнозам ЕЦБ, рост заработной платы выше 4% в 2022 и 2023 годах и на уровне 3,7% в 2024 году.

Прогнозируемая базовая инфляция - на уровне 2,3% в 2024 году (а в зоне евро базовая инфляция, как правило, являлась индикатором общей инфляции в среднесрочной перспективе).

Последние индексы менеджеров по закупкам указывают на «отсутствие дальнейшего роста нового бизнеса», а бизнес-ожидания за год достигли самого низкого уровня с октября 2020 года.

Лагард призвала «учитывать неопределенность», с которой мы все еще сталкиваемся, в связи с чем, темпы нормализации процентных ставок не могут быть определены ex ante.

Согласно Лагард, «корректировка нашей политики уже проходит через экономику еврозоны», и годовые форвардные реальные ставки, годовые и пятилетние форвардные реальные ставки на пять лет вперед примерно на 100 и 140 базисных пунктов выше.

Глава ЕЦБ вынуждена была признать, что ЕЦБ проводит денежно-кредитную политику в условиях «неполного валютного союза, в котором его политика должна осуществляться через 19 различных финансовых рынков и рынков суверенных облигаций».

В этой связи она подчеркнула, что, если спреды в некоторых странах быстро и беспорядочно реагируют на базовое изменение безрисковых ставок сверх того, что было бы оправдано экономическими основами,  «наша способность проводить единую денежно-кредитную политику будет ограничена».

В условиях «необоснованной фрагментации», Лагард считает сохранение трансмиссии политики предварительным условием «для возврата инфляции к нашей цели», и, поскольку «суверенные государства еврозоны начинают с разных фискальных позиций», это также может привести к увеличению спредов.

В заключение Лагард сказала, что фискальные политики должны сыграть свою роль в снижении рисков для экономических перспектив.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий