Обострение вокруг Тайваня и Бирмы: причины и прогнозы

В контексте территориальных споров КНР с Тайванем и США и борьбы за энергоресурсы в регионе, Пекин выступил с предупреждением властям Тайваня и США, что признание Вашингтоном независимости острова «будет означать войну». Пекин считает восстановление контроля над Тайванем своим «приоритетом № 1».

Представитель минобороны Китая У Цянь заявил об этом еще 28 января: «те, кто играет с огнем, обожгутся, а независимость Тайваня означает войну», https://www.scmp.com/news/china/military/article/3119663/taiwan-independence-means-war-chinas-defence-ministry-warns

Накануне У Цянь заявил, что усилившаяся военная активность ВС КНР неподалеку от Тайваня вполне оправдана из-за сложившейся ситуации с безопасностью в Тайваньском проливе и необходима для защиты национальной государственности и безопасности, передает https://www.bbc.com/news/world-asia-55851052

По мнению экспертов, действия  флота США в 2021 году будут носить иной характер, так как в качестве сдерживающего фактора НОАК намерена держать в Южно-Китайском море свой авианосец «Шаньдун».

В этом контексте адмирал США Джон Аквилино, глава Индо-Тихоокеанского командования ВС США, завил 23 марта 2021 г., как пишет The Guardian. https://www.theguardian.com/world/2021/mar/23/taiwan-china-threat-admiral-john-aquilino что угроза вторжения КНР на Тайвань является серьезной.

Согласно британскому ресурсу, адмирал Аквилино не согласился с комментариями американского адмирала Филиппа Дэвидсона о том, что КНР может осуществить атаку и занять Тайвань в ближайшие шесть лет.

По мнению Аквилино, «эта угроза намного ближе, чем думает большинство, и мы должны взять ее на себя» и реализовать план в размере 27 млрд долларов для повышения обороноспособности США в регионе «в ближайшее время и срочно».

«Коммунистическая партия Китая расширила в регионе свои возможности, которые призваны противостоять США. Наиболее опасным является вопрос военной силы против Тайваня», уточнил Аквилино.

Согласно прогнозам сенатора Тома Коттона и ряда экспертов, КНР Пекин может начать атаку на Тайвань в начале 2022 года. В частности, Коттон отметил, что РФ вторглась в Крым в 2014 году, спустя несколько дней после проведения зимних Олимпийских игр; КНР принимает зимние Олимпийские игры в феврале 2022 года.

Статус Тайваня  представляет собой «красную линию» для властей КНР, которые считают остров своей провинцией и «внутренним делом», а нынешние власти Тайваня – «независимым государством». Проблемы Гонконга и Тайваня оказались тесно связаны.

Напомним, Госдепартамент США в 2021 году снял «добровольные ограничения» на отношения между США и Тайванем в контексте усиления Вашингтоном «пояса нестабильности» из соседних стран КНР, способствующего комплексному противодействию КНР в южной, юго-западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, и по проблематике Тайваня, который Пекин считает одной из провинций Китая.

Невзирая на то, что у США нет официальных отношений с Тайванем, в американском законе прописано, что США должны предоставлять Тайваню средства для обороны.

Аквилино называет две важные проблемы, которые будут обостряться, если КНР начнет наступление на Тайвань. Во-первых, это потенциальная угроза мировой торговле, большая часть которой проходит через остров. Во-вторых, это вред, который может разрушить доверие к США таких союзников с Азии, как Япония, Южная Корея и Филиппины.

Водный путь – одна из горячих точек в отношениях США и КНР, среди которых не утихли торговая и валютная войны, «поджигаются» Тайвань и Гонконг (подорванный финансовый центр Азии).

По словам Аквилино, «статус США в качестве партнера с нашими союзниками также поставлен на карту, если у нас возникнет конфликт на Тайване».

Напомним также, из-за острова Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море между Японией и КНР идет спор в течение многих лет. Фактически контролирует острова Япония, однако КНР стала сама разрабатывать на дне залежи газа вопреки соглашению 2008 г. об их совместном освоении с Японией.

Восточно-китайское море находится между Китаем и Японией, на севере граничит с Желтым морем и Южной Кореей, а на юге – с Южно-Китайским морем и Тайванем. Залежи в районе морей обладают колоссальной энергетической и экономической ценностью, https://www.jstor.org/ stable/42704579?seq=1

Пекин стремится укрепить свои претензии на Южно-Китайское море также при помощи возведения ряда искусственных островов на рифах и оснащения их взлетно-посадочными полосами, радарными куполами и ракетными системами.

Правительства пяти других стран претендуют на долю в богатой нефтью и газом территории, через которую ежегодно проходит на пять триллионов долларов США товаров. КНР претендует на суверенитет над всем Южно-Китайским морем. У Вьетнама, Малайзии, Филиппин, Брунея и Тайваня встречные претензии.

В этом контексте в 2019-2020 гг. военные корабли ВМС США осущест-вляли маневры возле островов, на которые претендует Китай, в Южно-китайском море, в период обострения напряженности между США и КНР.

Значительное усиление США пояса нестабильности из соседних стран КНР приведет к более активному комплексному противодействию КНР в южной, юго-западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, и по проблематике Тайваня, вплоть до войны.

В контексте заявлений адмирала Аквилино, продолжение поставок США оружия Тайваню помогает развивать в регионе фронт присутствия, который позволит им контролировать КНР и страны юго-запада Тихого океана, в частности, Индонезию, Филиппины и др.

Пекин все больше обеспокоен стремлением тайваньских властей официально объявить остров независимым государством, и может «припугнуть президента Тайваня Цай Инвэнь», чтобы та отказалась от своих планов, сообщает https://www.bbc.com/news/world-asia-55851052

В этом контексте события в Мьянме призваны сыграть свою роль при диверсификации КНР импорта энегоносителей с Ближнего Востока, являясь индикатором серьезного кризиса в Юго-Восточной Азии, который находится накануне трансформаций, которые будут сопровождаться также военными действиями в регионе с участием глобальных игроков.

Захват власти военными вызвал волну неутихающих протестов, которые режим жестко подавляет (в Мьянме задержали свыше 2,6 тыс. человек и 250 убили).

В частности, врачи в Мьянме 21 марта провели акцию протеста в Мандалае против военных, пришедших к власти в Бирме.

ООН, Вашингтон и Брюссель регулярно осуждают жестокие действия военного бирманского режима против демонстрантов, однако – безрезультатно. Министры иностранных дел ЕС в понедельник прогнозируемо одобрят санкции против 11 военных.

В этом контексте США вводят санкции против компаний, связанных с лидерами военного переворота: Myanmar Economic Holdings Public Company Limited (MEHL) и Myanmar Economic Corporation Limited (MEC).

Как я прогнозировал в своей книге «Шторм над Черноморско-Каспийским регионом: КНР и РФ в тисках «Трехморья» и нового «Великого Турана» под завесой коронавируса», Киев, январь, 2021 г. США и партнеры в регионе активизируют свою поддержку Тайваня в 2021-2022 гг., что в контексте изложенного выше, приведет к началу как гибридной, так и более масштабной войны в регионе, к которой готова КНР.

«Мы должны расширить нашу способность противостоять угрозам в экономической, технологической и идеологической сферах. И мы не можем действовать лишь в оборонительном ключе, мы должны придерживаться конструктивного подхода, – отмечает Блинкен. – Мы видим, как Пекин и Москва все чаще используют доступ к важнейшим ресурсам, рынкам и технологиям, чтобы оказывать давление на наших союзников и вбивать клинья между нами… Поддаваясь этому давлению, мы лишь придаем смелости нашим противникам. Вместо этого необходимо сотрудничать в разработке передовых технологий, обеспечении устойчивости наших цепочек поставок и выработке норм и стандартов для регулирования новых технологий и привлечения нарушителей к ответственности», заявил 24 марта https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/audio/2021/3/audio/210323a.mp3

Госсекретарь США Энтони Блинкен, выступая в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, подчеркивая значимость альянсов и партнерств в борьбе с современными угрозами,

https://www.state.gov/reaffirming-and-reimagining-americas-alliances/

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий