Очередное обострение борьбы за поставки газа на юг Европы: глобальные игроки и тренды
Подписанные в конце ноября Турцией и Ливией пакт о военном сотрудничестве и соглашение о разграничении исключительных экономических зон в Средиземном море, вызвали открытое противодействие со стороны лидеров Кипра, Греции и Израиля, которые планируют в январе подписать соглашение о строительстве наиболее глубокого и контраверсионного израильско-американского газопровода EastMed в восточном Средиземноморье.
Израиль, Кипр, Греция и Египет активно противодействуют соглашению Турции с признанным ООН правительством Ливии, определяющему «морские границы» между двумя странами Средиземного моря, мотивируя это тем, что Турция и Ливия географически далеки друг от друга.
Турция считает, что Греция и Кипр стремятся ограничить ее узкими территориальными водами, а новые границы позволят Турции проводить разведку подводных месторождений нефти и газа. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Турция и Ливия будут теперь совместно искать запасы нефти и газа в Средиземном море.
Турция опубликовала карту морских экономических зон «с учетом турецко-ливийского меморандума», не признав право на потенциально газоносный шельф за Грецией. Правительство ливийского генерала Хафтара признало документ нелегитимным, что поддержали ЕС и власти Греции, которые решили, что договор нарушает ее суверенные права.
В знак протеста против соглашения Греция выслала из Афин ливийского посла. Греция не имеет в африканской стране посольства.
В этом контексте Греция нарастила военные связи с США из-за неурегулированности споров между соседями по морским границам, воздушному пространству и правам на бурение нефти и газа в восточном Средиземноморье.
Так, Греция подписала соглашение с Lockheed Martin, которое предоставит ей возможность модернизировать ее истребители F-16 в контексте обострения отношений с Турцией, сообщает https://www.defenseworld.net/news/26081/Lockheed_To_Upgrade_Hellenic_Air_Force_F_16_Jets_for__280M#.Xgk0045R0dU
Согласно данным АР, соглашение о строительстве газопровода в восточном Средиземноморье подпишут в Афинах 2 января премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, президент Кипра Никос Анастасиадес и премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху.
Между тем, рентабельность вызывает больше вопросов, чем риски безопасности прокладки и потенциальной доставки газа по планируемому газопроводу. При нынешних ценах на газ, не окупятся ни газопровод, ни добыча.
Наряду с этим, альянс трех стран-подписантов рассматривают пописанные пакт и соглашение как способ Турции претендовать на долю в морских ресурсах восточного Средиземноморья. Отмечая, что новые границы заходят на исключительные экономические зоны Египта и Греции.
Анкара, в свою очередь, считает, что Греция несправедливо пользуется расположением ее небольших островов у турецких территорий, чтобы оправдать расширение своей исключительной экономической зоны в ущерб турецкой.
В Евросоюзе поддержали Грецию. В контексте диверсификации газовой энергетики ЕС хочет снизить зависимость от РФ числе и с помощью EastMed и Трансадриатического газопровода.
В этом контексте в феврале ExxonMobil заявил об открытии месторождений газа в зоне от юго-западного побережья Кипра. Это непроверенное обнаружение, однако стало очередным в цепи шельфовых газовых месторождений таких как, израильские «Левиафан» и «Тамар», кипрские «Афродита» и «Калипсо», а также египетский «Зор».
Вашингтон и партнеры стремятся противопоставить Турецкому потоку-2 и Северному потоку-2 в том числе, путем прокладки противоречивого трубопровода EastMed (Eastern Mediterranean Pipeline Projeсt) и поставок СПГ США и партнеров.
Одной из основных целей израильского проекта является прокладка пробуксовывающего израильского газопровода East Med Gas Pipeline совместно с фирмой США от побережья Израиля через Кипр, Крит и Грецию в Италию.
По нему планируют поставлять до 12 млрд кубометров газа в год. Ресурсной базой выступят указанные морские месторождения, запасы которых оцениваются примерно в 1 трлн кубометров, напоминает https://eadaily.com/ru/news/2019/12/24/izrail-greciya-i-kipr-napugayut-turciyu-nerentabelnym-gazoprovodom
Согласно опубликованным предварительным расчетам, трубопровод EastMed сможет удовлетворить порядка 10% потребностей Европы в природном газе, в противовес поставкам российского природного газа.
Кипр, Греция и Израиль подписали договор о 1900 километрах трубопровода в начале 2019 года.
Однако соглашение не скреплено подписью Италии. В частности, еще в мае премьер-министр Италии Джузеппе Конте выступил против проекта газопровода Poseidon – морской части газопровода ITGI (Interconnector Turkey – Greece – Italy) по дну Иоанического моря – который разрабатывался для соединения газотранспортных систем Греции и Италии. Протяженность его около 800 километров, мощность – порядка 8–10 млрд кубометров.
Участниками IGI Poseidon SA являются итальянская Edison и греческая DEPA. У «Газпрома» есть соглашение с этими компаниями по участию в проекте.
В этом контексте в 2018 году премьер Греции Алексис Ципрас на Салоникском саммите глав балканских государств компромиссно и идеалистически изучал возможность отвода ветки от магистрального газопровода East Med на Балканы и выступал за расширение «Турецкого потока» на Грецию.
Между тем Сальвини поддерживает проект израильского газопровода, хотя рейтинг его падает в стране. В Италии в середине декабря на улицы вышли десятки тысяч человек, протестуя против правой партии Лига экс-вице-премьера и министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини.
США планируют инвестировать в улучшение отношений с Израилем, Грецией и Кипром (финансирование в размере $1,4 трлн.).
Наряду с изложенным, США вводят в строй наибольшее количество новых терминалов СПГ, которые увеличивают переизбыток газа и на мировом рынке. Поставки американского СПГ в страны ЕС (а также Украину) возросли в 2019 году.
По данным правительства США, по сравнению с октябрем 2018 года в октябре 2019 года объемы экспорта СПГ США увеличились почти в два раза до 177,8 миллиарда кубических футов. В октябре 2019 года из США было отправлено 52 партии — преимущественно из Техаса и Луизианы — сравнительно с 28 партиями в октябре 2018 года.
Конкуренция за источники и пути поставок газа в Европу происходит при резком обострении ситуаций в Черном и Средиземном морях, активизации борьбы за порты, терминалы приемки газа, СПГ в Греции, Италии и Румынии между США, КНР, РФ, Израилем и др.
Уместно напомнить, что российско-китайское соглашение о строительстве трубопровода Сила Сибири привело к падению цен на газ на 25% в 2019 году, передает британская Al Quds.
В настоящее время, из-за противодействия США, ряда стран ЕС газопровод Северный поток-2 выбился из графика из-за санкций США и приостановлен недостроенным, а Турецкий поток, пропускную способность которого Анкара сократила наполовину, лидеры Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган должны ввести в строй в первой декаде января 2020 года в усеченном виде, передает https://www.dw.com/ru/комментарий-2019-год-завершается-крахом-газовой-стратегии-путина/a-51812413
Полностью готова только одна нитка, предназначенная для снабжения турецких клиентов, которые продолжают требовать скидки. Другая, для поставок в страны ЕС, будет не до конца загруженной еще месяцы, так как в Болгарии затянулось строительство ее основного продолжения. Энергетическая война за газовый рынок Европы разгорается.
При любом раскладе, региональное энергетическое взаимодействие в восточном Средиземноморье является более эффективным, нежели дорогой трансконтинентальный газопроводный проект.
Дело в том, что поиск и разработка газовых месторождений в Восточном Средиземноморье оставляет больше вопросов, так как имеются огромные поставки природного российского газа в Европу по разным магистральным трубопроводам и поставки Катара.
Тренд: поставки российского газа в Европу оказывают, и будут оказывать существенное влияние на разведку и разработку месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье, где стоимость добычи газа высока.
Газпром, подписав соглашение с украинской стороной, получает, как минимум на пять лет испытанный канал для поставок крупных объемов на свой наиболее рентабельный рынок - рынок ЕС, по заранее оговоренной транзитной цене, которая не будет меняться.
Тренд: Указанные выше причины приводят к падению стоимости газа на биржах Европы зимой 2019-2020 года в пределах $ 150, https://eadaily.com/ru/news/2019/12/24/izrail-greciya-i-kipr-napugayut-turciyu-nerentabelnym-gazoprovodom тогда как себестоимость добычи газа на месторождении «Левиафан» компания Noble оценивала в $ 160.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.