Страны Евросоюза в состоянии шока 2015

После распада СССР Европа, Запад не сумели выработать общий цивилизационный проект. Европа смешала свои ценности и идентичность, и в контексте процесса фрагментации, усиленного потоком беженцев, активизирует переговоры о вступлении в ЕС с Турцией.

Владимир Матвеев, РИА Новости Украина, декабрь 2015 года

Шенгенская зона без границ и еврозона — главные проекты единения Евросоюза - становятся сегодня скорее движущей силой разъединении и новой напряженности. 

Согласно Le Monde, Европа «спутала свободу торговли и единое экономическое пространство, в котором доля товарообмена между европейскими странами была сведена практически к нулю».

Первым ударом стал кризис евро. Европейская валюта держится только в основном за счет поддержки Германии, но Le Monde высказывает сомнения в том, что это будет продолжаться долго.

В Лондоне опасаются негативных финансовых и экономических последствий происходящего в валютном союзе. Миграционный кризис и последние теракты означают, что референдум о продолжении участия в ЕС, который будет, вероятно, проведён в следующем году, может привести к выходу Великобритании из Евросоюза.

Когда создавалась еврозона, существовало понимание того, что единая валютная зона вряд ли выживет в долгосрочной перспективе без единого бюджета, значительных субсидий отдельным регионам и без единого рынка труда. В результате появилась валюта, которая подвергнется серьезному испытанию, когда мировая экономика в очередной раз сталкивается со спадом. Это будет иметь существенные последствия для миллионов людей, которые окажутся без работы и без жизненных перспектив, отмечает The Telegraph.

«Крушение иллюзий вызвало шок, который едва не погубил Европу», продолжает Le Monde. Он по-разному затронул различные страны Европы, и европейцы «вместо того, чтобы объединиться» решили, что «лучше справятся с ним, держась порознь».

Более того, как отмечает Рубини, в аспекте выбора политики, Франкфурт «стал разделённым городом». В то время как  Бундесбанк выступает против политики количественного смягчения и негативных учётных ставок,  Европейский центральный банк (ЕЦБ) готов «двигаться ещё дальше в этом направлении».

Наряду с этим,  бережливые немецкие вкладчики «раздражены решениями ЕЦБ, который облагает их (и другие ключевые страны еврозоны) налогом «ради субсидирования безрассудных, как принято считать, кутил и должников в периферийных странах еврозоны», пишет Project Syndicate.

Свою лепту в указанные процессы и шок в ЕС внес украинский кризис, повлекший за собой изнурительную для ЕС и России «войну санкций» и начало новой гонки вооружений.

Окончательно, по мнению многих экспертов, разделила страны Европы война в Сирии, приведшая к небывалому наплыву мигрантов и крупным терактам в Европе.

Миграционный кризис стал предвестником, который не только расколет Евросоюз, а и «поглотит Европу», пишет The Telegraph.

Как отмечает международный эксперт Нуриэль Рубини, «органам Евросоюза ещё только предстоит разработать единую стратегию действий в связи с наплывом мигрантов и беженцев», а также решить проблемы нестабильности и насилия в соседних с ЕС странах, пишет Project Syndicate.

В связи с тем, что нынешний кризис затронул всех в различной степени, страны Европы «действуют вразнобой». Германия пытается предотвратить миграционный кризис, Франция - бороться с терроризмом, а «Восточная Европа ничего не желает слышать обо всех этих порождениях западного мультикультурализма и неоколониализма, сокрушаясь лишь о том, что о российской угрозе забыли», отмечает Le Monde..

Однако среди всех проблем, с которыми столкнулась Европа, по мнению экспертов, именно миграционный кризис может стать «экзистенциальным».

Так, председатель Евросовета Дональд Туск призвал к коренному пересмотру политики в отношении беженцев. "Никто в Европе, включая Германию, не готов принять столь большое количество беженцев", сказал он в интервью Süddeutsche Zeitung и пяти другим европейским газетам, обнародованном 3 декабря.

Туск  с пониманием отнесся к нежеланию ряда европейских государств принимать беженцев по принудительным квотам, установленным Брюсселем вопреки протестам ряда стран-членов Евросоюза. "Решение, принимаемое квалифицированным большинством, граничит с политическим принуждением", подчеркнул Туск, который ранее занимал пост премьер-министра Польши, сообщает DW.

Как известно, согласно плану, 120 тысяч беженцев должны быть перераспределены среди стран-членов Евросоюза. Против плана Еврокомиссии проголосовали четыре страны ЕС: Венгрия, Словакия, Чехия и Румыния.

Венгрия подала иск в суд ЕС в Люксембурге с намерением оспорить план Еврокомиссии по распределению беженцев. Об этом заявил представитель министерства юстиции страны, передает AFP.

Польский министр по европейским делам Конрад Шиманьский написал, что Польша не видит «политической возможности для реализации» плана ЕС по распределению беженцев из Сирии и других опустошаемых войнами стран среди его членов.

По данным издания Ekathimerini, некоторые европейские чиновники, в частности премьер-министр Словакии Роберт Фицо, уже предложили исключить Грецию из Шенгенского соглашения.

Колоссальный рост населения в Африке и Азии и наплыв беженцев в странах Европы, должны заставить ЕС взять под контроль свои границы — и обеспечить стабильность за рубежом, пишет The Telegraph.

По данным британских экспертов,  шенгенская зона сохранится лишь в том случае, если будут существенно укреплены внешние границы Евросоюза.

Если Европа будет не в состоянии защищать свои внешние границы, считает Рубини, тогда Шенгенское соглашение развалится, на большей части территории ЕС вновь появятся внутренние границ, покончив со свободой передвижения — ключевым принципом европейской интеграции.

Однако, по мнению Рубини, предлагаемое некоторыми политиками и экспертами решение — закрыть двери перед беженцами — «лишь усугубит проблему», так как  «это приведёт к дестабилизации таких стран, как Турция, Ливан и Иордания, которые уже приняли миллионы людей. Идея платить Турции и другим странами за то, чтобы они удерживали беженцев, «является дорогим и неустойчивым решением».

Наряду с этим, в минувшее воскресенье на саммите в Брюсселе, ЕС и Турция заключили соглашение по миграционному кризису, которым предусмотрено предоставление 3 миллиарда евро в течение следующих двух лет с целью, чтобы Турция помогла справиться с приемом сирийских беженцев.

На фоне охлаждения отношений с РФ, на саммите было достигнуто соглашение об ускорении переговоров о присоединении Турции к ЕС.

В тоже время продвижение "мультикультурализма" ослабило европейские государства на культурном уровне, что ослабило и внутреннюю сплоченность стран, в контексте либеральной экономики.

Тренд к стремлению ряда экономически независимых, развитых регионов Евросоюза к отделению от центрального государства закономерен при тенденции к ослаблению еврозоны в условиях макроэкономических проблем и  результатов «войны санкций». В дальнейшем, он может также повлиять на конфигурацию сил в Европейском союзе.

Таким образом, сегодня появились угрозы существованию не только еврозоны (начиная с Греции), но и самого Евросоюза (начиная с Brexit). В сложившейся обстановке «становится невозможным полноценный экономический, банковский, бюджетный и политический союз, который безусловно необходим стабильному валютному союзу».

Кроме того, ключевые страны еврозоны «выступают против расширения солидарности и совместной ответственности по рискам, а также против ускорения интеграции. По всей Европе набирают силу как правые, так и левые популистские партии, выступающие против ЕС, евро, мигрантов, против торговли и рынка», констатирует Project Syndicate.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий