Вашингтон подготовил юридический удар по переформатированному ОПЕК+ и обещает нарастить добычу

После решения стран ОПЕК+ в начале декабря 2018 года о сокращении нефтедобычи в большем объеме, чем ожидал рынок, президент США Трамп обвинят картель в картельном сговоре на рынке нефти, и Вашингтон запускает законопроекты для ограничения возможностей переформатированного ОПЕК+, обещая также нарастить свою добычу.

Напомним, в декабре картель ОПЕК и ряд стран вне организации, включая РФ, договорились снизить добычу на 1,2 миллиона баррелей в сутки, начиная с января 2019 года в надежде поддержать цены на достаточно высоком уровне и стабилизировать ситуацию на рынке.

Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих надеется, что рынок нефти будет сбалансирован к апрелю и отсутствие дефицита предложения из-за санкций США против Ирана и Венесуэлы.

«Мы надеемся, что к апрелю на рынке установится баланс», заявил аль-Фалих журналистам в Нью-Дели, добавив, что приверженность глобальному пакту о сокращении добычи «не подлежит сомнению».

Наряду с этим, законопроект «Против картелей по производству и экспорту нефти» или NOPEC (по англ. No Oil Producing and Exporting Cartels Act), одобренный 7 февраля 2019 года судебным комитетом Палаты представителей Конгресса может стать причиной коррекции планирования основных бенефициаров ОПЕК+ - РФ и Саудовской Аравии – и повлиять на систему влияния на нефтяные цены в мире, вплоть до провоцирования обвала цен на нефть, https://ru.investing.com/analysis/article-200250233

Законопроект предусматривает запрет на картельные сговоры на нефтяном рынке, проведение политики, которая последние десятилетия была основным фактором в мире нефти и в значительной степени в определении цен на нефть.

Известная консалтинговая компания Energy Intelligence отметила в бюллетене, что, NOPEC охватывает не только ОПЕК, что позволяет Министерству юстиции США привлечь к ответственности игрока, который «коллективно или в сочетании с любым иностранным государством ограничивает производство или распространение нефти, природного газа или продуктов», пытаясь «установить или поддерживать цену» на эти товары или предпринимая «какие-либо действия по ограничению торговли».

Показательно, что минэнерго США заявило о том, что в марте добыча сланцевой нефти достигнет нового рекордного уровня, приостановит рост цен на нефть в контексте роста коммерческих запасов нефти в США. По данным EIA, коммерческие запасы нефти в США выросли по итогам минувшей недели на 3,633 млн барр. при прогнозированном росте на 2,668 млн барр.

Характерно, что одобренный палатой представителей Конгресса США законопроект предлагает рассматривать ОПЕК через Акт Шермана - антимонопольный закон, который примерно столетие назад позволил США фрагментировать нефтяную империю Джона Рокфеллера. Такая же участь может грозить переформатированному картелю, чья политика не угодна президенту Дональду Трампу, продвигающего СПГ США на рынки стран Европы и Азии.

В случае принятия закона, Администрация США получит полномочия подать иск в суд в отношении стран ОПЕК, обвиняя их в «ограничении производства и распространения нефти» на рынке США, «ограничении торговли» нефтью и манипулировании ее ценой. По замыслу авторов проекта, правительства иностранных держав не будут иметь возможности воспользоваться в судах США суверенным иммунитетом.

Напомним, в ноябре вступили в силу новые санкции США против Ирана, которые коснулись судоходного, финансового и энергетического секторов Ирана. Это вторая серия восстанавливаемых ограничительных мер против Тегерана. Затронуты также компании из третьих стран, ведущих бизнес с Ираном, что вызвало противодействие ведущих стран Европы.

В частности, с февраля 2019 года ФРГ, Франция и Великобритания запускают специальный механизм внешнеторговых расчетов с Ираном INSTEX – в обход санкций США.

Затем вступили в силу санкции США против Венесуэлы. Вашингтон стремится лишить Венесуэлу прибыли от продажи энергоресурсов, вводя санкции против основной нефтяной компании латиноамериканской страны - PDVSA. Дополнительные санкции введены США в 2019 году, в том числе против правительства Венесуэлы, других политических ведомств, Центробанка страны, госкомпании PDVSA, а также в отношении «любого лица, действующего в интересах режима» президента Венесуэлы Николаса Мадуро.

В настоящее время Администрация Трампа намерена придавить страны ОПЕК через указанные законопроекты, лишая экспортеров важного инструмента поддержания экономики на должном уровне. Законопроект NOPEC лишит членов ОПЕК стимула сдерживать производство, так как подозрение в сговоре с целью влияния на цены может сделать их объектом санкций.

В самих США продолжается буровая активность, поэтому нет оснований для ожидания замедления темпов роста добычи нефти, даже невзирая на серьёзное снижение цен на сырьё в конце 2018 года. При этом отсутствие ограничений на производство энергии может спровоцировать очередной обвал цен на нефть, как это случалось в 2014–2018 гг.

Наряду с этим, другой «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKA), первоначально предложенный в 2018 году и рассмотренный Конгрессом США полторы недели тому назад, может укрепить нефтяной рынок, введя санкции в отношении российских проектов в сфере энергетики.

В случае с DASKA в числе пострадавших может оказаться как РФ, так и крупные инвесторы, транснациональные компании. Оба двухпартийных законопроекта нуждаются в инициативе Белого дома. NOPEC может быть не утвержден и потому, что США остаются крупнейшим потребителем нефти, а внутреннее производство не покрывает полностью потребностей.

Перспективы развития ситуации усложняются разочарованием американских политиков Саудовской Аравией из-за войны в Йемене, а также неоднократно озвученная причастность Эр-Рияда к убийству журналиста Джамаля Хашогги. Саму СА тревожат вопросы техобслуживания, временно ограничивающие производство.

Параллельно с обсуждением проекта акта NOPEC, представители стран ОПЕК два дня обсуждали Хартию о бессрочном сотрудничестве между государствами - участниками соглашения о регулировании нефтедобычи (ОПЕК+). Эта не имеющая обязательной силы Хартия, едва ли привнесет странам переформатированного картеля судебную защиту, а действия президента Дональда Трампа остаются непредсказуемыми, невзирая на то, что убытки в случае ведения новых санкций Вашингтоном, могут понести все стороны.

Несмотря на то, что последствия в случае принятия законов, будут иметь отличия, цель законопроектов – приоритетная защита интересов США и их энергетической политики относительно других государств.

Основная задача Администрации Дональда Трампа на данном этапе – обезглавить и фрагментировать переформатированный Альянс ОПЕК+.

Наряду с этим, сейчас фьючерсы на базовые сорта нефти торгуются в районе 3-месячных максимумов. Такой высокий уровень цен обусловлен сокращением поставок ОПЕК, во многом по договорённости Кремля и короля СА, и ожиданиями успешного исхода переговоров Вашингтона и Пекина по вопросу временного снижения градуса развернутой тарифной, торговой войны.

В любом случае, затухание темпов роста глобальной экономики приведет к снижению потребления нефти, что, в свою очередь, повлечет снижение роста цен на нефть или, в комплексе с указанными выше факторами, - к возможному обвалу на рынке.

СПРАВКА:

Основными факторами, которые поддерживали высокие цены на нефть в 2018 году, были опасения санкций США против Ирана, углубляющийся кризис в Венесуэле, геополитическая нестабильность на Большом Ближнем Востоке, а также договоренности о сокращении добычи странами ОПЕК и Россией.

Однако после информации об увеличении роста добычи – прежде всего американского СПГ и снижении мирового спроса из-за проблем на рынках цена на нефть начала резко падать. Серьезных опасений относительно перспектив развития нефтебизнеса добавила торговая война США и КНР, которая, по сути, является одной из основных причин замедления мирового экономического роста.

Важным дополнительным фактором, повлиявшим на сырьевые котировки, стала отсрочка действия санкций, ограничивающих импорт иранской нефти, для 8 стран их действие отсрочили на полгода, включая европейские Грецию и Италию.

Канадская Альберта изыскивает возможности организовать транспортировку нефти, Саудовскую Аравию беспокоят вопросы техобслуживания, временно ограничивающие производство, а рынки ждут реакции Администрации Трампа на объемы экспорта нефти Ираном. Одним из основных драйверов остается кризис в Венесуэле. Санкции в отношении Венесуэлы повысили спрос на канадскую нефть тяжелых сортов.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий