Военная операция Турции в Сирии несет ряд вызовов и угроз для региона и Европы

Президент Турции Реджеп Эрдоган начал военную операцию на севере Сирии, где находятся лагеря со сторонниками ИГ, охраняемыми курдами, угрожая открыть дверь в Европу миллионам беженцам, а при развитии одного из сценариев, операция может проложить путь джихадистам в Ирак.

Углубление Турцией военной операции на севере Сирии скорее может не столько помочь формированию «зоны безопасности, в которой Анкара стремиться поселить около двух миллионов сирийских беженцев, находящихся сейчас в лагерях на территории Турции, https://www.dw.com/ru/военная-операция-турции-на-севере-сирии-чего-опасается-европа/a-50761124, а предоставить джихадитам ИГ невольную возможность переместиться из лагерей на севере Сирии в Ирак, а также при отсутствии должного контроля, – в места исхода в Европу, например, в Косово.

При этом ВС США, которые участвуют в антитеррористической операции сил международной коалиции против ИГ, не поддерживают  турецкую армию на севере Сирии.

Президент Реджеп Эрдоган подверг критике ЕС и арабские страны, которые осудили операцию турецких военных на севере Сирии

В контексте планов Анкары переселить не менее двух миллионов беженцев в буферную зону на севере Сирии, Анкара обращалась к лидерам ЕС с требованием оказать помощь в создании там должной инфраструктуры, вернуть курдские отряды самообороны, но ЕС беспокоят продолжающиеся военные столкновения в Сирии и начатая операция Турции, https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-10-05/erdogan-signals-imminent-turkey-incursion-of-northeast-syria?srnd=premium-europe

Дело в том, что примерно 1/3 всех сирийских беженцев Турции родом с северо-востока САР, из того региона, который контролируют курдские вооруженные отряды.

Россия хочет, чтобы США покинули Сирию, и регулярно заявляет о том, что войска США находятся в Сирии незаконно, https://edition.cnn.com/2019/10/09/world/russia-syria-turkey-kurd-oct-9-intl/index.html

Вывод войск США из Сирии предоставит Москве больше рычагов влияния, причем не только в формировании будущего Сирии, а и в определении перспектив Большого Ближнего Востока.

В этом контексте Россия предлагает договориться со всеми заинтересованными сторонами о разрешении проблемы, что в сложившейся ситуации – не реально. Москва контактировала с представителями и курдской стороны, и правительства, побуждая стороны к развитию диалога с целью урегулирования проблем указанной части Сирии, в том числе проблемы обеспечения безопасности на турецко-сирийской границе.

Наряду с этим, правительство Сирии категорически отвергает идею создания буферной зоны и называет ее нарушением суверенитета Сирии.Трансграничная операция Турции может надолго нарушить территориальную целостность Сирии и ее суверенитет.

Проблема в том, что развязав военную операцию, Турция, не имеет огромных финансовых средств, необходимых на переселение беженцев из Турции на северо-восток Сирии, а ЕС не поддерживает военную операцию Турции в Сирии.

При одном из вариантов развития ситуации в ходе турецкой операции, беженцы Ал Хол, который до сих пор охраняют курды, и тюрем, могут бежать и не просто «залечь», а организовать мятежи, или бесконтрольно возвращаться в Европу.

Турция не сможет в полной мере контролировать возвращение сторонников из ИГ в страны исхода в Европу, например, в Косово. Завербованные ИГ джихадисты могут попробовать попасть на территорию Европы. Тогда контроль над ними будет утрачен. 

Показательно, что в исследовании ООН от 2019 года говорится: «ИГ затаилось, консолидируется и создает условия, которые могут привести к восстанию в самом сердце Ирака и Сирии».

Как я пишу в своих книгах, глобальные структуры последовательно «раскачивают» регион, в частности, в соседнем с Сирией Багдаде в минувшую субботу жертвами новых столкновений с полицией стали восемь демонстрантов; 17 были ранены. Число пострадавших – свыше 4 тысяч человек. Один из демонстрантов убит, передает https://www.voanews.com/middle-east/one-anti-government-protester-killed-iraq-after-demonstrations-resume

Происходящие события становятся, согласно Associated Press, наиболее серьёзным вызовом иракскому государству со времени поражения два года назад формирований ИГ.

Этим событиям предшествовали переговоры между Ираном и Ираком по восстановлению нефтепровода Киркук – Баниас (в котором могла бы принять участие РФ) с целью уклонения от санкций США и не задействовать Ормузский пролив, который при военных столкновений между США и их союзниками с одной стороны и Ираном с другой, Иран угрожал закрыть.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий