Всемирный Банк: темпы роста глобальной экономики резко упадут. Угроза стагфляции
системный аналитик Владимир Матвеев
Согласно докладу Всемирного банка «Перспективы развития мировой экономики» от 7 июня 2022 года, последствия пандемии COVID-19, война в Украине, нарушения цепочек поставок и рост инфляции, усиливают риск стагфляции и вызывают необходимость коррекции денежно-кредитной, долговой и фискальной политики.
Последствия стагфляции могут быть пагубны для стран со средним и низким уровнем доходов, сказано в документе https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2022
Как прогнозируется, темпы роста мировой экономики резко упадут с 5,7% в 2021 году до 2,9% в 2022 году, что намного ниже январского прогноза, составившего 4,1%.
Согласно прогнозам Всемирного банка, в 2023-2024 годах темпы роста будут колебаться в этом диапазоне, так как последствия локдаунов, война в Украине нарушают экономическую, инвестиционную и торговую деятельность на ближайшую перспективу, накопившийся отложенный спрос постепенно ослабевает, а меры стимулирующей фискальной и денежно-кредитной политики сворачиваются.
По прогнозам ВБ, ущерб, нанесенный пандемией и войной, приведет к тому, что в текущем году уровень доходов на душу населения в развивающихся экономиках будет примерно на 5% ниже тренда, отмечавшегося до начала пандемии.
«Война в Украине, локдауны в Китае, нарушения цепочек поставок и риск стагфляции препятствуют экономическому росту. Многим странам будет трудно избежать рецессии», – сказал Президент Всемирного банка Дэвид Малпасс. – «Рынки ждут, и поэтому нужны срочные меры, чтобы стимулировать производство и не допустить ограничения торговли. Фискальную, денежно-кредитную, климатическую и долговую политику необходимо изменить в целях противодействия нерациональному использованию капитала и борьбы с неравенством».
Удобно, что в докладе «Перспективы развития мировой экономики» от 7 июня впервые проводится системная оценка, позволяющая сравнить текущую ситуацию в мировой экономике со стагфляцией 1970-х годов. Отмечается пагубное влияние возможной стагфляции на страны с формирующимся рынком и развивающиеся экономики.
Для восстановления после стагфляции 1970-х гг. потребовалось резкое повышение процентных ставок в ведущих странах с развитой экономикой, что стало одним из основных факторов, спровоцировавших череду финансовых кризисов в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках.
Напомним, министры финансов и руководители центробанков G7 прямо выражают обеспокоенность тем, что стагфляцию больше нельзя остановить.
Как отметила в мае текущего года министр финансов США Джанет Йеллен, «более высокие цены на продукты питания и энергоносители вызывают стагфляционные эффекты, а именно снижают производство и расходы и повышают инфляцию во всем мире».
При этом пагубная тройная комбинация растущей инфляции, замедления темпа экономики и растущей безработицы является сложным сценарием для центральных банков и законодателей, которые затрудняются зачастую выбрать, с какой проблемой бороться, чтобы не вызвать затухания экономики и очередного кризиса.
Джанет Йеллен заявила Конгрессу США 7 июня, что Северная Америка сталкивается с «неприемлемым уровнем инфляции». Ей также пришлось защищать свои более ранние комментарии о том, что повышение цен было «временным».
Министр Йеллен сказала, что сожалеет о комментариях, и заявила, что инфляция была «самой большой экономической проблемой на данный момент».
«Когда я сказала, что инфляция будет временной, я не ожидала сценария, при котором мы в конечном итоге столкнемся с несколькими переменными COVID, которые защитят нашу экономику и глобальные цепочки поставок», сказал Йеллен.
Согласно Йеллен, бюджетное предложение президента США Джозефа Байдена на 2023 финансовый год, которому и было посвящено слушание в Сенате, предполагает «разумные, ответственные инвестиции: сокращение дефицита и сохранение экономического бремени долга на низком уровне».
Как сообщается, расходы финансируются за счет повышения налогов на корпорации и наиболее зажиточных американцев, повышения собираемости налогов. Йеллен сказала, что «сосредотачивает усилия» на продолжении сделки по глобальной налоговой реформе между 137 странами, включая 15-процентный глобальный минимальный налог на корпорации.
Речь идет о «цифровом налоге» - налоге на прибыль транснациональных компаний в сфере цифровой экономики, телекоммуникационных платформах с Метавселенными, что следует учитывать участникам крипторынка.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.