Израиль, Кипр и Греция в дополнение к газопроводу EastMed планируют объединить электросети

В рамках декларации о более тесном энергетическом сотрудничестве между Израилем и Грецией, министры энергетики Израиля, Кипра и Греции подписали меморандум, предполагающий строительство подводной электротрассы длиной более 1,2 тысячи км, соединяющей эти страны, в дополнение к соглашению о строительстве газопровода EastMed для поставок энергоресурсов с израильских месторождений через Кипр и Грецию в континентальную Европу.

Согласно сообщению кипрского гостелевидения RIK, министры энергетики Израиля, Кипра и Греции подписали 8 марта меморандум о намерениях, предполагающий строительство электротрассы из Израиля через Кипр до греческого острова Крит общей длиной 1208 километров, стремясь объединить сети электроснабжения (EuroAsia projec) в рамках Декларации о более тесном энергетическом сотрудничестве между этими странами от 16 июня 2020 года, https://greekcitytimes.com/2021/03/09/cyprus-israel-and-greece-on-monday-signed-a-memorandum-of-understanding-for-the-euroasia-interconnector/

Cyprus, Greece and Israel on Monday signed an initial agreement to build the world’s longest and deepest underwater power cable that will traverse the Mediterranean seabed at a cost of about $900 million and link their electricity grids, https://www.reuters.com/article/us-cyprus-electricity-link/israel-cyprus-and-greece-agree-to-link-power-grids-via-subsea-cable-idINKBN2B0194 reported.

Напомним, 16 июня 2020 г. министры Израиля и Греции подписали в Израиле в присутствии премьеров Декларацию, которая предполагает: решительную поддержку Грецией и Израилем реализации газопровода EastMed, важность электрического соединения Греция-Крит-Кипр-Израиль, которое реализуется в рамках проекта совместного интереса компанией EuroAsia Interconnector (финансирование проекта из европейского фонда Connect Europe Facility). Было подтверждено также углубление 3-стороннего сотрудничества Греция-Кипр-Израиль в рамках инициативы 3+1 (которая включает США), а также в рамках форума EastMed Gas, сообщает Нефтегаз https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/554283-gretsiya-i-izrail-podtverdili-priverzhennost-realizatsii-gazoprovoda-eastmed/

Согласно плану, электротрасса мощностью 2 тысячи мегаватт должна быть возведена до конца 2023 года. Проект был одобрен ЕК в 2016 году, ЕС предоставит на его осуществление 647 миллионов евро. Кипр также подготовил аналогичное соглашение с Египтом и Грецией по созданию соединяющей страны электротрассы.

По словам министр энергетики Кипра Н. Пилидис, намеченная сделка усилит сотрудничество с Израилем и станет дополнительным элементом формирующегося Восточно-Средиземноморского энергетического коридора в противовес проектам Турции и Ливии в регионе.  

Напомним, из-за принципиального конфликта по поводу права на бурение шельфовых месторождений в Средиземном море, путей поставок газа, прокладки конкурирующих газопроводов по территории Греции и Италии в ЕС и пролонгации миграционного кризиса, Афины с партнерами были готовы в июле 2020 года к началу возможной военной кампании против Турции. Анкара ведет нефтегазовую разведку в водах, которые Греция считает своей исключительной экономической зоной.

Причины обострения: борьба за пути и порты поставки газа, проведение конкурирующих газопроводов на юг Европы через Грецию и Италию; новые договоренности с ПНС в Ливии по совместной разработке и разведке нефти и газа в Средиземном море; госкомпания Турции получила заявку и начала разведку нефти и газа на греческом континентальном шельфе; приоткрытие Эрдоганом миграционного потока в 2020 году с территории Турции в страны ЕС, включая Грецию и острова.

Подписанные Турцией и правительством Ливии в 2019 году пакт о военном сотрудничестве и соглашение о разграничении исключительных экономических зон в Средиземном море,  вызвали открытое противодействие со стороны лидеров Кипра, Греции и Израиля, https://v-matveev.org/obnaruzhenie-krupnyx-zapasov-prirodnogo-gaza-turciej-na-shelfe-v-chernom-more-obostryaet-konflikt-regionalnyx-i-globalnyx-igrokov-za-peredel-energoresursov и https://v-matveev.org/ocherednoe-obostrenie-borby-za-postavki-gaza-na-yug-evropy-globalnye-igroki-i-trendy/, которые подписали в начале января соглашение о строительстве израильско-американского газопровода EastMed в восточном Средиземноморье (Италия отказалась ставить подпись).

Суть конфликта и в том, что, согласно заявлению президента Турции Эрдогана, стратегическая цель Анкары – развитие Средиземноморского вектора.

Напомним, в контексте борьбы за источники и маршруты поставок энергоресурсов на европейские и мировые рынки одна из основных целей израильско-американского плана Кушнера-Трампа по урегулированию – прокладка израильского газопровода East Med Gas Pipeline совместно с фирмой США.

Он призван обеспечить поставки энергоносителей из Восточного Средиземноморья через Крит в материковую Грецию, откуда газ предполагалось поставлять по подводному газопроводу Poseidon в Италию и по интерконнектору IGI между Грецией и Болгарией в другие страны Европы. Интрига сохраняется и обсуждается также вопрос поставок энергоресурсов с месторождений Левиафан и Афродита судами.

Как и газопровод EastMed электротрасса станет одной из наиболее длинных подводных линий электропередачи в мире. Протяженность EastMed - 1900 км.; пропускная мощность - 10 млрд м3/год газа с возможностью увеличения до 20 млрд м3/год. https://v-matveev.org/ocherednoe-obostrenie-borby-za-postavki-gaza-na-yug-evropy-globalnye-igroki-i-trendy/

Он уже вызвал немало конфликтных ситуаций в ближневосточном регионе и Европе, являясь также конкурентом проектам Газпрома. В ЕС в основном поддержали Грецию, так как в контексте диверсификации газовой энергетики ЕС хочет снизить зависимость от РФ числе и с помощью EastMed и Трансадриатического газопровода.

Показательно, что сенатор от Демократической партии США Боб Менендес считает примером «диверсификации» газовых поставок в страны Европы израильский проект Восточно-Средиземноморского газопровода, или EastMed Pipeline.

В этом контексте зять и советник экс-президента Д. Трампа Кушнер и Гринблатт в марте 2019 года в ходе турне по странам Персидского залива склоняли лидеров ряда арабских стран к поддержке в экономической части их ближневосточного предложения, включая газопровод и железные дороги. Однако им так и не удалось сформировать ось поддержки.

Между тем, из-за противодействия Администрации Трампа и ряда партнеров США, введены санкции против Северного потока-2 и второй нитки Турецкого потока, которая также является конкурентом американо-израильского проекта.

Конфликт интересов израильско-американского газопровода EastMed с интересами газопровода Турции и РФ, интересами Греции и Италии в борьбе за транзит и передел газового рынка Европы и пути поставок энергоресурсов на мировые рынки, приводит, как я неоднократно писал в своих книгах и статьях 2019-2020 гг. к целому комплексу конфликтов в 2020-2022 гг.

При любом раскладе, региональное энергетическое взаимодействие в восточном Средиземноморье является более эффективным, нежели дорогостоящий трансконтинентальный газопроводный проект. На расклад сил оказывает влияние и тот факт, что в августе 2020 г. буровое турецкое судно Фатих обнаружило в территориальных водах Турции в Черном море большое месторождение природного газа ( по разным оценкам – 320- 405 млрд кубометров газа), передает https://www.aa.com.tr/ru/турция/эрдоган-объявил-о-новых-резервах-газа-в-черном-море/2009861

Дело в том, что разработка газовых месторождений в Восточном Средиземноморье, как и поставки израильских энергоресурсов, оставляют еще немало вопросов, так как сейчас имеются огромные поставки природного российского газа в Европу по разным магистральным трубопроводам и поставки Катара, а также открывающиеся новые перспективы Турции в Черном море.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий