Конгресс c запозданием поручил Пентагону нарастить военное присутствие в Арктике

Комитет по делам вооруженных сил верхней палаты Конгресса США поручил Пентагону найти место для строительства одного или нескольких новых стратегических портов в Арктике в контексте усиления противоборства за территориальные воды, транзитные маршруты и полезные ископаемые Арктики.

В контексте существенного отставания США от России в плане численности ледокольного парка, данный шаг Вашингтона, согласно  Defense News https://www.defensenews.com/naval/2019/06/21/congress-wants-the-us-military-to-challenge-russia-with-a-new-arctic-port/, по мнению сенаторов, послужит ответом на расширяющееся российское военное присутствие в регионе.

Сообщается, что министерство обороны США и Агентство морского и речного транспорта должны представить совместный отчет о проделанной работе в течение 90 суток.

Сенаторы, обращают внимание на воссоздание российской базы «Северный клевер» на острове Котельный архипелага Новосибирские острова, оснащённой радиолокационными станциями и противокорабельными ракетными комплексами, https://www.svoboda.org/a/30014120.html

Как я пишу в своей книге «Угрозы и войны». Книга 2, Киев, 2015 https://v-matveev.org/ugrozy-i-vojny-2015-2016/, активизирующаяся борьба за доступ и контроль над энергоресурсами в предстоящие десятилетия повышает вероятность «серьезных потенциальных конфликтов».  Быстрое таяние полярных шапок, особенно в Арктике, открывает новые водные пути и международные торговые маршруты. А улучшение доступа к углеводородным ресурсам в Арктике меняет геостратегическую динамику региона, https://v-matveev.org/usilenie-borby-globalnyx-igrokov-za-arktiku-i-ee-militarizaciya-matveev/

Таяние льдов открывает потенциально новые торговые пути в Северном Ледовитом океане, и в этой связи Конгресс указывает на сильное отставание США от РФ в плане численности ледокольного парка, включая атомоходы.

Глобальное потепление способствует наращиванию странами военной мощи в Арктике, так как региональные державы стремятся обезопасить свои северные границы из-за процесса таяния льдов.

С целью преодоления этого отставания Служба береговой охраны США разместила контракт на сумму 750 миллионов долларов на разработку шести малогабаритных ледоколов.

Цель запоздалого проекта: дже номинальное американское военное присутствие в Арктике должно принудит РФ затратить непропорционально большие средства на противодействие ему, средства, которые в ином случае могли бы быть направлены на наращивание вооружений в Европе.

«Заземленная» задача глобальных игроков – добиться признания раздела шельфа Арктики на условиях  США, Канады, Норвегии, Дании с учетом коррекции ситуации КНР и ущемлением возможностей России.

По оценкам международных научных центров, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе, золота — 40%, нефти — 60%, газа — от 60 до 90%, из них 30% мировых, хрома и марганца — 90%, платиновых металлов — 47%, коренных алмазов — 100%.

Арктика богата полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом. Институт геологических исследований США полагает, что в этом регионе имеется 90 миллиардов баррелей нефти, то есть, около 13% мировых запасов нефти, и порядка 13 триллионов кубо-метров природного газа — 30% запасов этого вида энергоносителей. Территория, на которую претендует Россия, включает 65% нефти и 95% газа.

За Полярным кругом располагается около 60 крупных углеводородных месторождений. Из них 43 – в российском секторе. До серьезной добычи пройдет немало времени, однако РФ удалось в значительной мере «застолбить» эту территорию.

В этом контексте США, РФ и КНР стремятся установить в этой зоне станции мониторинга спутников, как собственные, так и других стран. Это предоставит им возможность отслеживать работу технических объектов, вращающихся вокруг Земли, не нарушая международные законы. В этой зоне - благоприятные технические условия для такого рода разведывательных работ.

Завод по производству ядерного оружия «Пэнтекс» в США начал сборку «первого серийного образца W76-2» - ядерной боеголовки малой мощности (5-7 килотонн), сообщается в пресс-релизе Национального управления ядерной безопасности (NNSA).

В этом контексте Минобороны США дополнительно разместит на военной базе Форт-Грили на Аляске 20 станций перехвата ракет. В целом их количество возрастёт с 44 до 64.

По заявлению министра военно-морских сил США Ричарда Спенсера, США намерены усилить военное присутствие в Арктике в ближайшие месяцы. Так, Пентагон планирует направить на остров Адак (штат Аляска) военный корабль, патрульный самолет Boeing P-8 Poseidon и самолет-разведчик.

Цель – инспекция работы военно-морских сил для обеспечения свободы судоходства в Арктике в условиях глобальных климатических изменений и стратегической важности маршрутов в новых условиях.

Подобно ряду иных игроков на этом поле, КНР не является участником Арктического совета, невзирая на статус «наблюдателя» с 2013 года. Пекин намерен использовать северный судоходный путь, который открывается в связи с быстрым таянием льдов. Сейчас Пекин хочет убедиться в том, что него есть возможность пересекая Северный полюс, осуществлять торговые перевозки, дифференцируя Шелковый путь.

В доктрине РФ Арктика названа приоритетной задачей вооруженных сил России. Российскому северному флоту передана новая эскадрилья самолетов Су-33.

Арктическая военная логистика – на стороне РФ, как и количество тяжелых ледоколов. Россия находится в выигрышном положении по сравнению со всеми другими претендентами, которые стремятся любыми путями завоевать богатства Арктики, http://eurasian-defence.ru/?q=node/24154 Помимо 6 атомных ледоколов (атомного ледокольного флота нет ни у одной страны мира) у РФ есть еще около 20 дизельных ледоколов. Сравните: у Дании – 4 ледокола, у Норвегии – 1, у США – 3, побольше ледоколов у Канады – 2 тяжелых ледокола и более десятка ледоколов небольшого класса.

При этом огромный опыт работы в высоких широтах и наличие атомного ледокольного флота обеспечивают России несомненное преимущество. Кроме того, в Санкт-Петербурге самый мощный российский ледокол «Арктика» готов к загрузке ядерного топлива. Судно имеет атомную силовую установку, которая позволяет ледоколу без потери хода преодолеть лёд толщиной до трёх метров.

Согласно научным прогнозам,  к 2035 году в летние периоды льда в Арктике не будет, и морские суда смогут ходить непосредственно через Северный полюс.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий