Усиление борьбы за Арктическую зону в контексте изменений климата

Все более стремительные изменения климата Земли ощущались человечеством на протяжении 2020 года. Усиление борьбы за природные ресурсы и пути в Арктической зоне приведет в 2021-2022 гг. к существенному изменению всего пространства. Исследовательская группа из Великобритании установила, что за период с 1994 по 2017 год скорость таяния льдов на планете увеличилась на 65%.

РФ, Канада, США, Дания, Норвегия, Исландия, Великобритания активизируют борьбу за доминирование в указанной зоне и милитаризируют ее.

В марте 2020 года в Арктике прошли военные учения НАТО, которые были прерваны досрочно решением норвежского правительства из-за эпидемии коронавируса. Маневры под названием «Холодный ответ» осуществлялись в рамках крупномасштабных учений «Defender  – 2020» в Восточной Европе, различные элементы которых были перенесены или модифицированы из-за вспышки COVID-19, включая среди военных.

Корабли ВМС США в мае 2020 г. впервые за десятилетия вошли в Баренцево море в рамках операций, формально нацеленных «на обеспечение свободы навигации в районе Северного полярного круга», где провели вместе с кораблями Великобритании антисубмаринные военные учение вокруг Арктического круга, https://www.c6f.navy.mil/Press-Room/News/Article/2172339/us-british-ships-conduct-anti-submarine-exercise-above-arctic-circle/

Геополитическая и экономическая задача глобальных игроков – добиться признания раздела шельфа Арктики на условиях  США, Канады, Норвегии, Дании с учетом коррекции ситуации КНР и ущемлением возможностей России.

Милитаризация Арктики. ВМС США, согласно заявлению министра ВМС, планируют начать проводить регулярные патрулирования поблизости от российских арктических баз, вблизи российских берегов в Арктике, которая ускоренными темпами освобождается от льда, с целью воспрепятствовать активности, наступлению РФ на Крайнем Севере. В связи с существенным отставанием от РФ, США придётся арендовать у партнёров ледоколы, и ставка делается на небольшие корабли, которые будут действовать без экипажа.

В ВМС такое решение объясняют тем, что Россия, незаконно пытается регулировать судоходство на Севере. При этом США имеют только один функционирующий ледокол Береговой охраны, а РФ, которая имеет свой ледокольный флот, – 50. В связи с этим США занимаются разработкой строительства сравнительно небольших и недорогих кораблей, способных действовать без экипажа в автономном режиме.

«Сходная ситуация сложилась и в Южно-Китайском море и, когда мы рассматриваем вопрос об операциях по обеспечению свободы навигации и о способности действовать в международных водах, Соединенные Штаты заявляют о своем праве иметь возможность это делать», сказал 5 января министр ВМС США Кеннет Брейтвейт, передает американский сайт  https://breakingdefense.com/2021/01/navy-secretary-us-patrols-near-russian-arctic-bases/?_ga=2.10249589.1964769532.1610013479-27364762.1610013479 и https://thewarhorse.org/military-arctic-new-cold-war-with-russia-and-climate-change/?gclid=CjwKCAiAouD_BRBIEiwALhJH6GJnUnaweq53KpG8vx8jaL8C9-CjSQG8x-AZqde_6zxL5MQMAWIEoxoCfVUQAvD_BwE

«Это приводит нас в Баренцево море, затем ведет нас вокруг Баренцева моря к Кольскому полуострову — чтобы мы могли увеличить наше присутствие в той части мира. Морские пути на Севере становятся судоходными, и ВМС США собираются гарантировать, что у наших партнеров будет свобода судоходства».

С целью нарастить свою долю в Арктической зоне, заполучив гренландские ресурсы и часть морских путей зоны, доступ к которым открывает глобальное потепление, корабли ВМС США впервые за десятилетия в начале мая 2020 года вошли в Баренцево море в рамках операций, формально нацеленных «на обеспечение свободы навигации в районе Северного полярного круга», сообщает https://v-matveev.org/vashington-i-london-usilivayut-konkurenciyu-s-rf-i-knr-za-bogatstva-i-vodnye-puti-arkticheskoj-zony/

Министр Брейтвейт представил новую Арктическую стратегию ВМС США, заявив, что «вы увидите, что ВМС США будут снова действовать более последовательно за Северным полярным кругом». Еще в декабре ВМС США с Морской пехотой и Береговой охраной предали гласности «стратегию трех видов войск», где говорится, что американские корабли «займут более жесткую позицию в наших повседневных операциях» по всему миру, передает американский военный ресурс.

В ходе телефонной конференции с репортерами министр Брейтвейт сказал, что США в ближайшее время вынуждены будут действовать в Арктике «более настойчиво», чтобы противостоять притязаниям РФ и КНР на Крайнем Севере.

Проводя сравнение с претензиями КНР в Южно-Китайском море с действиями РФ на севере, Брейтвейт сказал, «мы видим, что некоторые из этих практически равных соперников считают, будто некоторые участки водных территорий принадлежат им одним. Но международное сообщество заявляет, что это международные воды, и мы будем проводить там свои операции. Это и есть та более настойчивая роль, которую мы собираемся на себя взять. Это и есть та более смелая позиция, которая является нашим правом и нашей обязанностью как доминирующей военно-морской силы в мире».

В январе 2021 г. армия США укрепляется в Норвегии, вблизи российских границ, где высадилось порядка тысячи морских пехотинцев.

За Полярным кругом располагается около 60 крупных углеводородных месторождений. Из них 43 – в российском секторе. До серьезной добычи пройдет немало времени, однако важно «застолбить» эту территорию.

Напомним, РФ планирует в Арктике важнейший проект по добыче нефти, который призван «привязать» Арктику к России. Улучшение доступа к углеводородным ресурсам в Арктике меняет геостратегическую динамику региона.

В частности, Северо-Восточный морской проход или Северный морской путь призван стать магистралью для транспортировки товаров и ресурсов между Азией и Европой в противовес Суэцкому каналу. Этим стремятся воспользоваться, прежде всего, РФ и КНР.

Таяние ледников открывает доступ к региону, где изменение климата происходит в два раза быстрее, чем в среднем по миру. Быстрое таяние полярных шапок и усиление борьбы за природные ресурсы и пути в Арктической зоне, приводит в 2020-2022 гг. к изменению всего пространства. РФ, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Великобритания резко активизировали борьбу за доминирование в указанной зоне.

«Россия вкладывает огромные средства в укрепление своих систем обороны в Арктике и секторов экономики, результатом чего становится многоуровневая милитаризация ее северный рубежей», сказано в докладе, в котором РФ также обвиняется в осуществлении «непрозрачных и ведущих к обострению» военных операций и незаконному регулированию движения морских судов по Северному морскому пути».

На вопрос корреспондента, стоит ли США проводить операции по обеспечению свободы навигации у северного побережья России, министр США ответил утвердительно. США также продолжат активно применять свои атомные субмарины, ведя патрулирование подо льдами Арктики.

В июле Белый дом распорядился, чтобы Береговая охрана и ВМС США разработали план создания нового поколения потенциально атомных ледоколов. «Наше главное преимущество в этом регионе — это наш подводный флот», заявил министр. При этом сейчас американское кораблестроение не обладает такими мощностями, которые необходимы для строительства нового флота атомных ледоколов США.

Наряду с этим, КНР и РФ, согласно докладу, «наращивают потенциалы своих ВМС такими темпами, с которыми США не могут сравниться». Если реагирование на восточных и северных рубежах НАТО регулярно отрабатывается в виде военных учений и переброски войск, то реакция на китайские амбиции и активность в Арктике еще не до конца определенная.

В этом контексте, отметим, что тяжелые атомные ракетные крейсера также продолжают играть важную роль, демонстрируя морское могущество РФ и создавая угрозу американским ВМС. Если «модернизация «Нахимова» и «Петра Великого» продолжится, можно ожидать, что эти корабли будут служить России еще несколько десятилетий», передает https://nationalinterest.org/feature/why-america-the-world-still-fears-russias-lethal-17055

КНР рассчитывает на свою долю в Арктике и изменение роли Северного морского пути.

В этом контексте в декабре 2020 года парламент Швеции проголосовал за увеличение военного бюджета страны на период 2021 – 2025 годов примерно на 40%, аргументируя это «нестабильностью» в регионе и военной активностью России. Швеция поспешно перевооружается и открывает казармы в стратегически значимом Висбю (Visby) на острове Готланд.

О наиболее значительном увеличении финансирования армии в Швеции за 70 лет заявил министр обороны Швеции Петер Хультквист, пишет Associated Press https://apnews.com/article/sweden-russia-baltic-sea-d8e5bacdcd7c96d38f2fde5afe8794bc и https://www.theguardian.com/world/2020/oct/15/sweden-to-increase-military-spending-by-40-as-tension-with-russia-grows?fbclid=IwAR3Uzlx97LGfBQI5J83VxFcnSSOmVftbkcDWMbxEC9p8m9WyCWocOt70OwY

В контексте планов по увеличению к 2025 году бюджета на оборону Швеции до 89 миллиардов крон (10,6 миллиарда долларов), количество ВС Швеции возрастет за пять лет с 55 тысяч до 90 тысяч к 2030 году. Будет проведена значительная модернизация вооружения, включая формирование новой механизированной бригады с модернизированной артиллерией. 

Увеличение военного бюджета в целом связывают с «новой ситуацией в сфере безопасности, связанной с действиями России в отношении Грузии, Крыма, конфликтом в Украине и беспорядками, протестами в Беларуси.

Решение парламента Швеции принято на фоне размещения в Калининградском особом районе зенитных ракетных систем С-400, береговых ракетных комплексов «Бастион» и оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер».

Несмотря на то, что Швеция не является членом НАТО, она поддерживает тесные связи с Альянсом, являясь, по мнению ряда экспертов и РФ, и США, «тайным союзником» НАТО.

В рамках подписанного еще бывшим президентом Д. Трампом National Defense Authorization Act https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6395 на сумму в 738 миллиардов долларов США, из бюджета выделяется финансирование на исследования китайской военной активности в Арктическом регионе и анализ китайских инвестиций в Арктику. Этот акт предполагает дальнейшее развитие арктической инфраструктуры, как порты и аэропорты для перемещения военного и гражданского персонала в регион.

Стремительное потепление морей создает как вызовы геобезопасности, так и  новые возможности, и государства вступили в противоборство за Арктику - за территориальные воды, транзитные маршруты, полезные ископаемые и возможность эффективно мониторить спутники.

В частности, Вашингтон наращивает взаимодействие с Гренландией из-за военной и торгово-экономической напряженности с КНР и РФ, как это следует из заявления официальных лицСША в 2020 году о том, что США окажет Гренландии помощь на 12,1 миллиона долларов США и откроет консульство на этом арктическом острове.

Самое краткое расстояние от США до промышленных районов Центральной России, Урала и Сибири - через Северный полюс. Значительно увеличилась интенсивность разведывательных полетов самолетов и беспилотников стран НАТО в районе ответственности частей ПВО Северного флота.

В этом контексте США, РФ и КНР устанавливают в этой зоне станции мониторинга спутников, как собственные, так и других стран. Это предоставляет им возможность отслеживать работу технических объектов, вращающихся вокруг Земли, не нарушая международные законы. В этой зоне - благоприятные технические условия для такого рода разведывательных работ.

Минобороны США дополнительно размещает на военной базе Форт-Грили на Аляске 20 станций перехвата ракет. В целом их количество возрастёт с 44 до 64.  ВВС США было принято решение о ремонте удаленной базы на острове Ян-Майен, в 600 километрах к северу от Исландии, между Гренландским и Норвежским морями.

Согласно научным прогнозам,  к 2035 году в летние периоды льда в Арктике не будет, и морские суда смогут ходить непосредственно через Северный полюс.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий