Вслед за ФРС Банк Англии ожидаемо повысил базовую процентную ставку и Национальный банк Швейцарии поднял ключевую ставку на 50 базисных пунктов – тренд

cистемный аналитик в области геополитики Владимир Матвеев

Банк Англии 16 июня ожидаемо повысил базовую процентную ставку до 1,25% с 1%, сказано в сообщении на сайте регулятора https://www.bankofengland.co.uk/monetary-policy-summary-and-minutes/2022/june-2022

Процентная ставка была поднята по итогам пятого заседания подряд, чего не наблюдалось ни разу за более чем 300-летнюю историю британского регулятора, и достигла максимума с начала 2009 года.

Как сообщается, на своем заседании, завершившемся 15 июня 2022 года, комитет большинством голосов (6 к 3) проголосовал за повышение банковской ставки на 0,25 процентного пункта, до 1,25%. Оказавшиеся в меньшинстве предлагали повысить банковскую ставку на 0,5 процентного пункта, до 1,5%.

Решение было принято на фоне сохраняющегося ценового давления и напряженной ситуации на рынке труда, а также энергокризиса.

Вслед за Банком Англии Национальный банк Швейцарии 16 июня, поднял ключевую ставку на 50 базисных пунктов, до –0,25%, сообщает швейцарский ресурс https://www.swissinfo.ch/eng/swiss-national-bank-raises-interest-rates-in-surprise-move/47678782?utm_campaign=teaser-in-querylist&utm_source=swissinfoch&utm_medium=display&utm_content=o

В отличие от ФРС и Банка Англии, это первое ужесточение политики швейцарского Центробанка с 2007 года, на которое он пошел после повышения ставки ФРС США. Швейцарский Центробанк пошел на ужесточение своей денежно-кредитной политики впервые за последние 15 лет в надежде сдержать высокую инфляцию, которая грозит выйти из-под контроля.

Фондовые индексы Азиатско-Тихоокеанского региона в четверг преимущественно росли вслед за фондовыми рынками США, в то время как доходность долгосрочных государственных облигаций США упала после того, как Глава ФРС Джером Пауэлл заявил, что масштабные повышения процентных ставок будут редкостью после самого большого увеличения стоимости заимствований ФРС с 1994 года, а потребительский рынок экономики США растет (Пауэлл откорректировал свои прогнозы роста, сделанные ранее).

Напомним, ФРС в среду одобрил крупнейшее повышение процентной ставки с 1994 года, подняв целевую ставку по федеральным фондам на 75 базисных пунктов до диапазона от 1,5% до 1,75%. Широко ожидаемый шаг повысил целевую ставку по федеральным фондам на три четверти процентного пункта, что все еще является сравнительно низким по историческим стандартам.

В опубликованном 15 июня заявлении FOMC ФРС сказано, что в поддержку достижения «максимальной занятости и инфляции на уровне 2% в долгосрочной перспективе» Комитет «решил поднять целевой диапазон ставки по федеральным фондам с 1-1/2 до 1-3/4%» и ожидает, что «дальнейшее увеличение целевого диапазона будет уместным», https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetary20220615a.htm

Помимо этого важно отметить, что Комитет продолжит сокращать свои запасы казначейских ценных бумаг, долговых обязательств агентств и ценных бумаг агентств, обеспеченных ипотекой, как было зафиксировано «в планах по сокращению размера баланса ФРС», которые были опубликованы в мае.

В этом контексте при оценке надлежащей позиции денежно-кредитной политики Комитет «будет готов соответствующим образом скорректировать позицию денежно-кредитной политики, если возникнут риски, которые могут помешать достижению целей Комитета».

ФРС ожидает дальнейшего устойчивого роста в 2022 году, ориентируясь на ставку по федеральным фондам на уровне 3,4% к концу 2022 года. Между тем это маловероятно и ястребиная приверженность ФРС контролю над инфляцией уже вызвала широкое ужесточение условий кредитования, которое ощущается на рынках жилья и акций США, и, скорее будет способствовать замедлению спроса во всей экономике.

Однако, главная цель шагов ФРС - возврат инфляции к 2% не достижим. Ожидается некоторое снижение инфляции до 6%. В сложившихся условиях и трендах ФРС проигрывает  в борьбе с инфляцией и рецессия в экономике США может наступить в 2023 году.

Сомнительно, что отскок акций и облигаций является чем-то большим, нежели временным. Опасения по поводу резкого замедления экономического роста, повышенного ценового давления и резкого повышения ставок продолжают омрачать рынки. Неожиданный спад в экономике Новой Зеландии в первом квартале еще раз подчеркнул опасения по поводу рисков рецессии в ряде стран.

При повышенной геополитической напряженности, ресурсной войне, антиковидных тестированиях в КНР и войне в Украине с нарушениями цепочек поставок, - инфляция будет расти.

Чем дольше инфляция остается высокой, тем выше вероятность того, что она закрепится в экономике. Это то, что произошло в 1970-х годах, когда председателем ФРС был Бернс, и это основная причина, по которой Волкеру впоследствии пришлось подвергать экономику значительным трудностям, чтобы снизить инфляцию.

При возможной прямой рецессии, диапазон прогнозов экономического роста в 2023 году приближается к нулю, а индекс мнения ФРС показал, что чиновники ФРС считают, что риски заключаются в том, что рост будет медленнее, а инфляция и безработица выше, чем ожидалось.

Июль-август покажут, насколько ФРС готова допустить рост уровня безработицы и рискнуть рецессией в качестве побочного ущерба для снижения инфляции. Волатильность на рынках облигаций не закончилась, и вероятно, ключевые ставки в США должны будут занять более ограничительную позицию во избежание снижения темпов экономики.

Несколько раундов ужесточения ФРС, существенный рост цен на энергоносители и сокращение левериджа окажутся для рынка непосильной ношей.

В этом контексте ситуации в Украине и регионе ИТР, КНР приведут к росту цен в мире и возможному голоду в ряде регионов, а продолжающиеся тестирования на вирус в крупных торгово-экономических центрах КНР еще более усугубят проблемы в цепочках поставок, усиленных войной, https://v-matveev.org/frs-ssha-znachitelno-povysila-bazovuyu-stavku-prichiny-i-vozmozhnye-posledstviya/

Ужесточение монетарной политики приведет к повышению ставок по кредитам, а экономика утратить еще одну долю импульса. Действия ФРС и центробанков ведущих стран мира понижают инвестиционную привлекательность развивающихся рынков, стимулируя также отток с них капитала и обесценивание нацвалют.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий