Вслед за ФРС Банк Англии ожидаемо повысил базовую процентную ставку и Национальный банк Швейцарии поднял ключевую ставку на 50 базисных пунктов – тренд
cистемный аналитик в области геополитики Владимир Матвеев
Банк Англии 16 июня ожидаемо повысил базовую процентную ставку до 1,25% с 1%, сказано в сообщении на сайте регулятора https://www.bankofengland.co.uk/monetary-policy-summary-and-minutes/2022/june-2022
Процентная ставка была поднята по итогам пятого заседания подряд, чего не наблюдалось ни разу за более чем 300-летнюю историю британского регулятора, и достигла максимума с начала 2009 года.
Как сообщается, на своем заседании, завершившемся 15 июня 2022 года, комитет большинством голосов (6 к 3) проголосовал за повышение банковской ставки на 0,25 процентного пункта, до 1,25%. Оказавшиеся в меньшинстве предлагали повысить банковскую ставку на 0,5 процентного пункта, до 1,5%.
Решение было принято на фоне сохраняющегося ценового давления и напряженной ситуации на рынке труда, а также энергокризиса.
Вслед за Банком Англии Национальный банк Швейцарии 16 июня, поднял ключевую ставку на 50 базисных пунктов, до –0,25%, сообщает швейцарский ресурс https://www.swissinfo.ch/eng/swiss-national-bank-raises-interest-rates-in-surprise-move/47678782?utm_campaign=teaser-in-querylist&utm_source=swissinfoch&utm_medium=display&utm_content=o
В отличие от ФРС и Банка Англии, это первое ужесточение политики швейцарского Центробанка с 2007 года, на которое он пошел после повышения ставки ФРС США. Швейцарский Центробанк пошел на ужесточение своей денежно-кредитной политики впервые за последние 15 лет в надежде сдержать высокую инфляцию, которая грозит выйти из-под контроля.
Фондовые индексы Азиатско-Тихоокеанского региона в четверг преимущественно росли вслед за фондовыми рынками США, в то время как доходность долгосрочных государственных облигаций США упала после того, как Глава ФРС Джером Пауэлл заявил, что масштабные повышения процентных ставок будут редкостью после самого большого увеличения стоимости заимствований ФРС с 1994 года, а потребительский рынок экономики США растет (Пауэлл откорректировал свои прогнозы роста, сделанные ранее).
Напомним, ФРС в среду одобрил крупнейшее повышение процентной ставки с 1994 года, подняв целевую ставку по федеральным фондам на 75 базисных пунктов до диапазона от 1,5% до 1,75%. Широко ожидаемый шаг повысил целевую ставку по федеральным фондам на три четверти процентного пункта, что все еще является сравнительно низким по историческим стандартам.
В опубликованном 15 июня заявлении FOMC ФРС сказано, что в поддержку достижения «максимальной занятости и инфляции на уровне 2% в долгосрочной перспективе» Комитет «решил поднять целевой диапазон ставки по федеральным фондам с 1-1/2 до 1-3/4%» и ожидает, что «дальнейшее увеличение целевого диапазона будет уместным», https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetary20220615a.htm
Помимо этого важно отметить, что Комитет продолжит сокращать свои запасы казначейских ценных бумаг, долговых обязательств агентств и ценных бумаг агентств, обеспеченных ипотекой, как было зафиксировано «в планах по сокращению размера баланса ФРС», которые были опубликованы в мае.
В этом контексте при оценке надлежащей позиции денежно-кредитной политики Комитет «будет готов соответствующим образом скорректировать позицию денежно-кредитной политики, если возникнут риски, которые могут помешать достижению целей Комитета».
ФРС ожидает дальнейшего устойчивого роста в 2022 году, ориентируясь на ставку по федеральным фондам на уровне 3,4% к концу 2022 года. Между тем это маловероятно и ястребиная приверженность ФРС контролю над инфляцией уже вызвала широкое ужесточение условий кредитования, которое ощущается на рынках жилья и акций США, и, скорее будет способствовать замедлению спроса во всей экономике.
Однако, главная цель шагов ФРС - возврат инфляции к 2% не достижим. Ожидается некоторое снижение инфляции до 6%. В сложившихся условиях и трендах ФРС проигрывает в борьбе с инфляцией и рецессия в экономике США может наступить в 2023 году.
Сомнительно, что отскок акций и облигаций является чем-то большим, нежели временным. Опасения по поводу резкого замедления экономического роста, повышенного ценового давления и резкого повышения ставок продолжают омрачать рынки. Неожиданный спад в экономике Новой Зеландии в первом квартале еще раз подчеркнул опасения по поводу рисков рецессии в ряде стран.
При повышенной геополитической напряженности, ресурсной войне, антиковидных тестированиях в КНР и войне в Украине с нарушениями цепочек поставок, - инфляция будет расти.
Чем дольше инфляция остается высокой, тем выше вероятность того, что она закрепится в экономике. Это то, что произошло в 1970-х годах, когда председателем ФРС был Бернс, и это основная причина, по которой Волкеру впоследствии пришлось подвергать экономику значительным трудностям, чтобы снизить инфляцию.
При возможной прямой рецессии, диапазон прогнозов экономического роста в 2023 году приближается к нулю, а индекс мнения ФРС показал, что чиновники ФРС считают, что риски заключаются в том, что рост будет медленнее, а инфляция и безработица выше, чем ожидалось.
Июль-август покажут, насколько ФРС готова допустить рост уровня безработицы и рискнуть рецессией в качестве побочного ущерба для снижения инфляции. Волатильность на рынках облигаций не закончилась, и вероятно, ключевые ставки в США должны будут занять более ограничительную позицию во избежание снижения темпов экономики.
Несколько раундов ужесточения ФРС, существенный рост цен на энергоносители и сокращение левериджа окажутся для рынка непосильной ношей.
В этом контексте ситуации в Украине и регионе ИТР, КНР приведут к росту цен в мире и возможному голоду в ряде регионов, а продолжающиеся тестирования на вирус в крупных торгово-экономических центрах КНР еще более усугубят проблемы в цепочках поставок, усиленных войной, https://v-matveev.org/frs-ssha-znachitelno-povysila-bazovuyu-stavku-prichiny-i-vozmozhnye-posledstviya/
Ужесточение монетарной политики приведет к повышению ставок по кредитам, а экономика утратить еще одну долю импульса. Действия ФРС и центробанков ведущих стран мира понижают инвестиционную привлекательность развивающихся рынков, стимулируя также отток с них капитала и обесценивание нацвалют.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.