Кыргызстан и Таджикистан договорились прекратить огонь на границе: геополитический фактор вывода войск из Афганистана в контексте политики США, Великобритании и РФ, Ирана, КНР в Центральной Азии

В Баткенской области завершились переговоры правительственных делегаций по делимитации и демаркации кыргызско-таджикской границы на фоне начала выводов войск США, НАТО из Афганистана. Стянутые к границе Кыргызстана и Таджикистана войска будут отведены в место постоянной дислокации, однако протестующие в Бишкеке еще стремятся к встрече с кыргызским президентом.

На первый взгляд, правительства обеих стран стремятся к быстрой деэскалации очередной напряженности.

Ранее, в ходе турне по центрально-азиатским странам министр обороны РФ Сергей Шойгу подписал в Таджикистане соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны и принял участие в заседании совета министров обороны стран Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) в контексте опасений Москвы роста нестабильности в центрально-азиатском регионе при деградация обстановки в Афганистане в связи с началом вывода 1 мая США и НАТО войск из Афганистана.

По данным министра Шойгу, сложная ситуация, которая складывается в Центрально-Азиатском регионе и Средней Азии под влиянием событий в Афганистане, «стала ключевым акцентом в переговорах, которые провел Шойгу со своими коллегами в Душанбе и Бухаре». В рамках ОДКБ стороны уславливались о совершенствовании механизма принятия решений для оперативного реагирования на риски и угрозы из территории Афганистана после вывода войск США НАТО.

Показательно, что 28 апреля военные ведомства РФ и Узбекистана подписали Программу стратегического партнерства в военной области на 2021-2025 годы. За пять лет РФ передала Таджикистану вооружений на сумму свыше $120 млн.

Кыргызстан и Таджикистан 1 мая договорились о полном прекращении огня на приграничной территории. Председатель Госкомитета национальной безопасности Кыргызстана Камчыбек Ташиев и председатель Госкомитета нацбезопасности Таджикистана Саймумин Ятимов подписали соответствующий протокол 1 мая. Стянутые к границе войска будут отведены в место постоянной дислокации https://www.reuters.com/world/asia-pacific/kyrgyzstan-accuses-tajikistan-amassing-troops-near-border-2021-05-01/

Председатель ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев сказал, что Кыргызстан и Таджикистан приняли протокол из четырех пунктов.

«Сегодня народы Кыргызстана и Таджикистана переживают очень трудные времена - произошла трагедия двух стран. Нам было тяжело встречаться в это время. Тем не менее, по поручению наших глав государств, мы провели данное мероприятие. В результате чего приняли решение о полном прекращении стрельбы и отводе войск, находящихся вблизи границы, на места постоянной дислокации. Кроме того, с сегодняшнего дня, даст Бог, наступит полная тишина, мир и спокойствие в наших странах, особенно, в приграничных районах. Мы надеемся, что все принятые решения, которые были отмечены в этом протоколе, будут выполняться», рассказал глава спецслужбы.

Но обстановка в районе столкновений остается напряженной.

Напомним, 28-29 апреля на границе Кыргызстана и Таджикистана был спровоцирован очередной вооруженный конфликт из-за участка водораспределительного пункта Головной, в верховьях реки Исфара. В этой засушливой зоне вода для полива ценится особо высоко, и периодически возникающие споры обычно связаны именно с водными вопросами https://www.bbc.com/news/world-asia-56940011

Попытка одной из сторон установить там видеонаблюдение привела к росту напряженности; в результате столкновений – десятки раненых и погибших, передает https://eurasianet.org/tempers-flaring-as-kyrgyzstan-tajikistan-come-to-deadly-blows и https://www.dw.com/en/kyrgyzstan-evacuates-thousands-after-tajikistan-clashes/a-57384426

Суть дела в том, что невзирая на то, что у РФ нет общей границы с Афганистаном, с соседями Афганистана - Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном - у Москвы налаженные экономические связи, а также и военные контакты.

Около двадцати лет Таджикистан и Узбекистан были важными центрами обеспечения международной военной операции в Афганистане. Вывод контингента США, НАТО из Афганистана (точнее – из войны из Афганистана) будет дополнительным источником экстремизма в Центральной Азии и дестабилизации ситуации в регионе в целом, чем воспользуется третья сторона https://v-matveev.org/vladimir-matveev-bolshaya-igra-vozvrashhaetsya/

Согласно данным проекта «Цена войны», в ходе войны США потратили в Афганистане более 2 триллионов долларов.

С выходом войск США и НАТО из Афганистана резко увеличивается возможность скоординированной экспансии террористических группировок в страны Центральной Азии. Немало афганцев боятся начала гражданской войны в рамках уже существующего конфликта, который считается одним из наиболее кровавых в мире.

Эскалация рисков и угроз, исходящих теперь с территории Афганистана, создает вокруг ОДКБ мощные долгосрочные очаги напряженности с военным сценарием развития событий.

Москва небезосновательно опасается не столько вторжения отрядов Талибана, сколь распространения нестабильности по всему региону. Ведь в 1992 году моджахеды между собой поссорились, что привело к гражданской войне в Таджикистане с обрушением таджико-афганская границы и последствиями.

При значительно большей свободе действий талибов на территории Афганистана сейчас действуют пуштунские племена, представители узбекского, таджикского или хазарейского этнического меньшинства. «Эффект домино» заключается в том, что таджики связаны с Таджикистаном, а Таджикистан связан с РФ; узбеки связаны с Узбекистаном и с Турцией;  хазарейцы связаны с Ираном.

В апреле Таджикистан и Иран создали совместный военный комитет https://jamestown.org/program/iran-and-tajikistan-announce-formation-of-joint-military-committee/ в контексте возросшего влияния Турции в регионе.

Major General Mohammad Baqeri, the chief of staff of the Iranian Armed Forces, and Colonel General Sherali Mirzo, the defense minister of Tajikistan, met last week (April 6 and 8) in Tehran, where they inter alia signed an agreement on creating a joint military defense committee (IRNA, April 8; Regnum, April 9).

Both Iran and Tajikistan have compelling reasons to cooperate more closely in the security sphere. Since the Moscow declaration on the Karabakh war last November, Tehran has sought to take steps to counter growing Turkish influence both in the Caucasus and in Central Asia.

Задуманная в рамках нового «Великого Турана» комбинация близка к развязыванию региональной войны https://v-matveev.org/vladimir-matveev-bolshaya-igra-vozvrashhaetsya/ Талибан сегодня сильнее, чем когда бы то ни было. Между тем, Великобритания намерена передать афганским официальным властям контроль над академией в Кабуле, где британские специалисты тренируют афганских военнослужащих.

Напомним, ранее Великобритания после выхода из ЕС планировала создать сеть военных баз.Согласно новой концепции, ВС Великобритании готовятся к военным операциям по всему миру и не только в трех привычных средах - на море, суше, воздухе, а и в космосе и киберпространстве.  В военный бюджет в ближайшие четыре года будут влиты дополнительно 24 миллиарда фунтов (33 млрд долларов).

В «Обзоре» РФ определена наиболее серьезной угрозой безопасности Великобритании в Европе, а КНР – наиболее серьезным геополитическим фактором в мире и страной, которая бросает вызов остальным государствам.

Великобритания намерена действовать за пределами Европы и Атлантики на глобальном уровне, в частности - в Индийском и Тихоокеанском регионах, в связи с чем существенная модернизация ждет Королевский военно-морской флот, https://www.bbc.com/russian/features-56508308

Невзирая на то, что Таджикистан с 2001 года и как минимум до 2019 года получал военную помощь от США, основным парнером Душанбе в области военной безопасности остается Москва: там находится 201-я военная база, на которой дислоцируются 3-6 тысяч военнослужащих; авиагруппа вертолетов Ми-8 и Ми-24, базирующаяся на военном аэродроме Айни возле Душанбе, сообщает https://www.bbc.com/russian/features-56917454

РФ готовит в своих военных вузах офицеров для таджикской армии, а на 201-й базе - специалистов, включая механиков-водителей, связистов, наводчиков и так далее.

Напомним, у каждой из региональных стран – свои групповые договора с Россией: Таджикистан входит в ОДКБ, но не является членом Евразэс (в его составе - Киргизия); Узбекистан после выхода из ОДКБ остался лишь в СНГ; Туркменистан имеет внеблоковый статус.

Напомним, в контексте непростых межгосударственных отношениях в регионе по завершении визита министра обороны Сергея Шойгу в регион, на киргизско-таджикской границе было спровоцировано кровавое вооруженное столкновение, в ходе которого погибли десятки граждан.

Теперь, в результате договоренностей, достигнутых в ходе визита министра Шойгу в Таджикистан, при непосредственной военной агрессии против Таджикистана, РФ имеет возможность оказать поддержку воздушно-космическими силами, высокоточными системами. Но в региональных наземных столкновениях Москва делает акцент на местные вооруженные силы, осуществляя их вооружение и обучение, https://www.bbc.com/russian/features-56917454

Москва пытается перехватить стратегическую инициативу у Вашингтона, который ранее рассматривали Узбекистан в качестве своего «запасного аэродрома» для борьбы с террористами на территории Афганистана, упуская из виду планы и действия Великобритании и партнеров в регионе.

Великобритания и партнеры продолжают имплементацию проекта нового «Великого Турана» в обширном регионе, невзирая на осложненную ситуацию с Анкарой. Показательно, что
обеспокоенность в связи с последними кровавыми событиями и готовность посредничать выразили Анкара и Москва.

При поддержке партнеров Таджикистан и Узбекистан будут обеспечивать безопасность формально самостоятельно в контексте подписания Шойгу новой программы  стратегического партнерства с Узбекистаном и создания объединенной системы противовоздушной обороны с Таджикистаном.  «Уходя из войны» из Афганистана США, НАТО обязательно будут использовать свою военную авиабазу, с которой будут действовать как новейшие дроны, так и пилотируемые аппараты, а РФ сможет использовать в указанных странах также С-400.

СПРАВКА:

1.Таджикистан и Узбекистан с 1995 года интегрированы в систему ПВО СНГ (участвуют семь стран  – Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). Основная задача системы – обеспечить охрану границ стран СНГ в воздушном пространстве, совместный контроль за порядком его использования и взаимное оповещения о воздушно-космической обстановке.

2.Стратегические интересы в Афганистане помимо РФ, есть у Пакистана, Индии, КНР. Анкара активно продвигает военное сотрудничество со странами Средней Азии, ломая китайский «Один пояс-Один путь», сообщает https://v-matveev.org/popytka-vozrozhdeniya-pantyurkistskogo-i-neo-osmanskogo-proekta-velikij-turan-kak-vazhnyj-instrument-sderzhivaniya-razvitiya-knr-razdel-knigi-v-matveeva-2-glava-3/ и https://v-matveev.org/vladimir-matveev-shtorm-nad-chernomorsko-kaspijskim-regionom-pod-zavesoj-koronavirusa-chast-1-knigi/

3. Как я пишу в своей книге «Шторм» над Черноморско-каспийским регионом: КНР и РФ в тисках "Трехморья" и нового "Великого Турана" за завесой коронавируса», Киев, январь 2021 года, «в контексте обновленного проекта «Великий Туран» Великобритания, США и партнеры по НАТО будут продолжать последовательно сдерживать укрепление КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая использование Бангладеш, Пакистана, Мьянмы (Бирмы), Тайваня, Таиланда, Индии для активизации гибридных войн с КНР, что не исключает развязывания военных действий при передислокации войск США и значительного усиления контактов с указанными выше партнерами», https://v-matveev.org/novaya-kniga-v-i-matveeva-shtorm-nad-chernomorsko-kaspijskim-regionom-za-zavesoj-koronavirusa-kiev-yanvar-2021-g/

КНР демонстрирует готовность к военным действиям с США и ближайшими союзниками Вашингтона. https://v-matveev.org/bajden-zayavil-s-liderami-quado-o-vazhnosti-svobodnogo-indo-tixookeanskogo-regiona-v-kontekste-sderzhivaniya-knr/ Кроме того, что Пекин меняет свою такику в указанном регионе. все больше китайских частных охранных компаний стали появляться в Центральной Азии, несмотря на то, что это противоречит местному законодательству.

3. Выйдя из ЕС, Великобритания заново выстраивает свою внешнюю и оборонную политику. В марте 2021 года премьер-министр страны Борис Джонсон представил Палате общин новую внешнеполитическую доктрину под названием Глобальная Британия (Global Britain).

Фактически она призвана обеспечить активное участие Лондона в европейских и мировых делах - без долгосрочных обязательств перед другими странами.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий