Очередное обострение вокруг Тайваня, который остается одним из важных аспектов соперничества между США и КНР: причины и прогнозы

системный аналитик, политтехнолог Владимир Матвеев

В контексте территориальных споров бурно развивающегося Китая с Тайванем и США и борьбы за (энерго)ресурсы в ИТР, Пекин предупреждает власти Тайваня и США, предпринимая шаги по восстановлению контроля над Тайванем, невзирая на действия США и партнеров по созданию напряженности вокруг вооруженного ими Тайваня при помощи различных стратегий, включая создание новых альянсов.

Мир развивается в сторону новой «холодной войны https://www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2021/10/04/background-press-call-by-senior-administration-officials-on-the-administrations-trade-approach-to-china/ В 2021 году наблюдается рост напряженности между США и КНР в АТР, вокруг Тайваня, когда после недавнего нарушения воздушного пространства в Восточно-Китайском море и напряженности, созданной ими в Южно-Китайском море под названием «свободы судоходства» https://www.mnd.gov.tw/english/Publish.aspx?title=News%20Channel&SelectStyle=Defense%20News%20&p=79123 и https://v-matveev.org/kitaj-i-prilegayushhie-zalezhi-energoresursov-v-fokuse-dejstvij-pentagona-i-soyuznikov-v-indo-tixookeanskom-regione/, подтолкнули КНР к увеличению своего присутствия в регионе и действиям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в контексте того, что Пекин рассматривает Тайвань как часть своей территории.

Так, о повышенном внимании Вашингтона к КНР и региону свидетельствует и тот факт, что в январе 2021 г. в Индо-Тихоокеанском командовании ВС США заявили о передислокации сил 7-го флота США для поддержания свободы навигации на море, сообщает https://v-matveev.org/sderzhivanie-kitaya-ssha-velikobritaniej-avstraliej-i-yaponiej-v-aziatsko-tixookeanskom-regione-popytka-sozdaniya-aziatskogo-nato-i-provocirovaniya-stolknovenij-indii-s-knr/

В этом контексте четыре дня подряд в октябре 2021 года китайские военные самолеты нарушают воздушное пространство Тайваня, сообщает минобороны Тайваня 4 октябьря.

4 октября было зафиксировано 52 самолета, что стало новым рекордом. В маневрах приняли участие 36 многоцелевых истребителей J-16, два Су-30, два противолодочных самолета Y-8, два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-500 и 12 стратегических бомбардировщиков H-6 https://www.mnd.gov.tw/english/PublishTable.aspx?types=Military%20News%20Update&Title=News%20Channel

1 октября в нем приняли участие 38 китайских самолетов, включая 22 истребителя, два бомбардировщика, способных нести ядерное оружие, и противолодочный истребитель; 2 октября - их число составило 39 единиц. Боевые самолеты КНР в ночь на 3 октября снова вошли в воздушное пространство Тайваня. Министерство обороны Тайваня сообщило, что 2 октября в его воздушное пространство вторглись 20 самолетов ВВС Китая, а в ночь на 3 октября - еще 19 самолетов.

Первая группа самолетов КНР вылетела в районе контролируемых Тайванем островов Пратас; другая группа прилетела в пролив Баши, который отделяет Тайвань от Филиппин, ключевой водный путь, связывающий Тихий океан со спорным Южно-Китайским морем.

Согласно сообщениям, Тайвань отправил боевые самолеты, чтобы воспрепятствовать китайским самолетам, а ракетные системы были развернуты для наблюдения за ними. Предыдущее наибольшее вторжение произошло в июне с участием 28 самолетов китайских ВВС.

За указанный период  в зону обороны Тайваня вошли десятки самолетов КНР после того, как данное непризнанное государство попыталось стать участником крупного торгового договора в Тихоокеанском регионе.      

Информация о действиях КНР вызвала резкую реакцию Белого дома. «Мы призываем Пекин прекратить военное, дипломатическое и экономическое давление и принуждение в отношении Тайваня, и мы неизменно заинтересованы в мире и стабильности в районе Тайваньского пролива, – сказала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки. – Наша приверженность Тайваню незыблема, и способствует поддержанию мира и стабильности в районе Тайваньского пролива и в регионе в целом».

2. Меры, предпринятые Пекином на Тайване, можно рассматривать как измерение реакции США при помощи усиления давления, запугивания Тайваня.

Так, с целью ограничения Китая США продолжают продавать Тайваню оружие против восходящей КНР, имеют баллистические ракеты на ГУАМе и создают «Азиатское НАТО» под крышей QUAD https://v-matveev.org/sderzhivanie-kitaya-ssha-velikobritaniej-avstraliej-i-yaponiej-v-aziatsko-tixookeanskom-regione-popytka-sozdaniya-aziatskogo-nato-i-provocirovaniya-stolknovenij-indii-s-knr/ Тайвань занимает особое место в «Индо-тихоокеанской инициативе», созданной США https://english.president.gov.tw/Issue/146

Помимо задействования сил Австралии и Тайваня на юге КНР, еще в начале 2020 г. Япония с США и Китай активизировали военные учения и маневры на фоне обострения споров из-за проблем разграничения акваторий, контроля морских путей, и освоения энергетических ресурсов между ними в Восточно-китайском и Южно-китайском морях.

Напомним, на саммите G7 (Карбис Бэй) Япония оказала существенную поддержку Тайваню. Президент Джозеф Байден, Скотт Моррисон и Борис Джонсон на указанном саммите договорись об общих принципах договора AUKUS.

Невзирая на то, что реакции на заявление о создании трёхстороннего альянса США, Британии и Австралии (AUKUS) касаются, прежде всего, разрыва Канберрой контрактов с Парижем на поставку подводных лодок, реально произошедший разрыв затрагивает не только французских кораблестроителей, ослабляет НАТО, а является следствием перестройки альянсов под запланированную войну с КНР.

В частности, в контексте фрагментации западного военного блока премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис и президент Франции Эммануэль Макрон подписали в Париже соглашение, которое предусматривает «прямую военную помощь Греции со стороны Франции и наоборот в случае нападения третьей страны, даже если эта страна находится в пределах их союзов (как Турция, которая является членом НАТО)».

Сам факт готовности США поделиться с другим государством сверхчувствительной технологией создания атомных подводных лодок, свидетельствует о многом.

Кооперация в сфере вооружений кается не только поставок Австралии атомных подводных лодок, а и ракет Tomahawk et Hornet. Страна будет привлечена к разработке гиперзвуковых ракет, способных конкурировать с российскими гиперзвуковыми ракетами с ядерными боеголовками.

Обеспокоенность властей КНР созданием AUKUS связана с наличием в нем элементов устойчивого технологического партнерства. Показательно, что Китай после объявления о создании AUKUS подал официальную заявку на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

Ранее, в октябре 2020 года Пекин назвал альянс Quad «тихоокеанским НАТО», который продвигает «менталитет холодной войны» и подогревает «разногласия».

Характерно, что лидеры стран Индо-тихоокеанской группы QUAD договорились на очном саммите в Белом доме после провала США в Афганистане расширить совместную работу в космосе, киберпространстве, в области развития инфраструктуры и технологий, 5G, усилить цепочки поставок полупроводников. Свержение прозападного правительства в Кабуле нанесло мощный удар по планам «свободного и безопасного Индо-Тихоокеанского региона», сообщает https://v-matveev.org/lidery-quad-dogovorilis-protivostoyat-knr-i-rf-v-kiberprostranstve-kosmose-v-oblasti-razvitiya-5g-i-postavkax-poluprovodnikov/

Об этом говорится в совместном заявлении о создании новых средств усиления взаимодействия в указанных сферах, опубликованном 25 сентября на сайте Белого дома, где 24 сентября прошел саммит лидеров США, Индии, Австралии и Японии. Главной задачей Quad и созданного в сентябре AUKUS является мобилизация региональных союзников и партнеров для противодействия растущему влиянию КНР, а также и РФ.

Альянс AUKUS – это один из признаков новых военных альянсов, становления нового мирового порядка.

Как заявил ранее  адмирал США Джон Аквилино, глава Индо-Тихоокеанского командования ВС США, пишет The Guardian. https://www.theguardian.com/world/2021/mar/23/taiwan-china-threat-admiral-john-aquilino угроза вторжения КНР на Тайвань является серьезной и она «намного ближе, чем думает большинство, и мы должны взять ее на себя» и реализовать план в размере 27 млрд долларов для повышения обороноспособности США в регионе «в ближайшее время и срочно».

Согласно прогнозам сенатора Тома Коттона и ряда экспертов, Пекин может начать атаку на Тайвань в начале 2022 года. В частности, Коттон отметил, что РФ вторглась в Крым в 2014 году, спустя несколько дней после проведения зимних Олимпийских игр; КНР принимает зимние Олимпийские игры в феврале 2022 года.

3.Статус Тайваня  представляет собой «красную линию» для властей КНР, которые считают остров своей провинцией и «внутренним делом», а нынешние власти Тайваня – «независимым государством» со своей Конституцией.

Глава региональной администрации Тайваня отказалась в мае 2020 года от модели «одна страна - две системы» действующей в Гонконге, обостряя накаленную обстановку в регионе, https://www.theguardian.com/world/2021/jan/09/mike-pompeo-restrictions-us-taiwan-china

В этом контексте Госдепартамент США в 2021 году снял «добровольные ограничения» на отношения между США и Тайванем в контексте усиления Вашингтоном «пояса нестабильности» из соседних стран КНР, способствующего комплексному противодействию КНР в южной, юго-западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, и по проблематике Тайваня, который Пекин считает одной из провинций Китая.

Невзирая на то, что у США нет официальных отношений с Тайванем, в американском законе прописано, что США должны предоставлять Тайваню средства для обороны.

По мнению адмирала США,  две проблемы будут обостряться, если КНР начнет наступление на Тайвань. Во-первых, это потенциальная угроза мировой торговле, большая часть которой проходит через остров. Во-вторых, это вред, который может разрушить доверие к США таких союзников с Азии, как Япония, Южная Корея и Филиппины.

Водный путь – одна из горячих точек в отношениях США и КНР, среди которых не утихли торговая, валютная и в области высоких технологий войны, «поджигаются» Тайвань и Гонконг.

Напомним также, из-за острова Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море между Японией и КНР идет спор в течение многих лет. Фактически контролирует острова Япония, однако КНР стала сама разрабатывать на дне залежи газа вопреки соглашению 2008 г. об их совместном освоении с Японией.

Восточно-китайское море находится между Китаем и Японией, на севере граничит с Желтым морем и Южной Кореей, а на юге – с Южно-Китайским морем и Тайванем. Залежи в районе морей обладают колоссальной энергетической и экономической ценностью, https://www.jstor.org/ stable/42704579?seq=1

Пекин стремится укрепить свои претензии на Южно-Китайское море также при помощи возведения ряда искусственных островов на рифах и оснащения их взлетно-посадочными полосами, радарными куполами и ракетными системами.

Правительства пяти других стран претендуют на долю в богатой нефтью и газом территории, через которую ежегодно проходит на пять триллионов долларов США товаров. КНР претендует на суверенитет над всем Южно-Китайским морем. У Вьетнама, Малайзии, Филиппин, Брунея и Тайваня встречные претензии, сообщает https://v-matveev.org/obostrenie-vokrug-tajvanya-i-birmy-prichiny-i-prognozy/

В этом контексте в 2019-2021 гг. военные корабли ВМС США осуществляли маневры возле островов, на которые претендует КНР, в Южно-китайском море, в период обострения напряженности между США и КНР.

4.Значительное усиление США пояса нестабильности из соседних стран КНР «приведет к более активному комплексному противодействию КНР в южной, юго-западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, и по проблематике Тайваня, вплоть до войны», пишет системный аналитик Владимир Матвеев в своей книге «Милитаризация и диджитализация мира и космоса», изданной в Киеве в январе 2020 года. https://v-matveev.org/vladimir-matveev-prognoz-razvitiya-globalnoj-ekonomiki-i-geopoliticheskix-sobytij-v-mire-v-2021-2022-gg/

В контексте заявлений адмирала США Аквилино, продолжение поставок США оружия Тайваню помогает развивать в регионе фронт присутствия, который позволит им контролировать КНР и страны юго-запада Тихого океана, в частности, Индонезию, Филиппины и др.

Как я прогнозировал в своей книге «Шторм над Черноморско-Каспийским регионом: КНР и РФ в тисках «Трехморья» и нового «Великого Турана» под завесой коронавируса», Киев, январь, 2021 г. США и партнеры в регионе активизируют свою поддержку Тайваня в 2021-2022 гг., что в контексте изложенного выше, приведет к началу как гибридной, так и более масштабной войны в регионе в среднесрочной перспективе, к которой готова КНР.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1.Еврокомиссия опубликовала Стратегию по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе и планирует усиливать свое присутствие в Азии и Океании в противовес КНР.

В данный регион включены семь членов G20 – Китай, Индия, Индонезия, Япония, Южная Корея, Австралия и Южная Африка, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В регионе проживает три пятых населения мира, производится 60% мирового ВВП.

2. О том, что территориальный спор между Токио и Пекином не урегулирован, свидетельствует и тот факт, что китайские бомбардировщики наводили ракеты на японские эсминцы в ходе учений в Восточно-Китайском море в августе 2019 г.

Рост влияния КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на мировых рынках привел к тарифным, торговым войнам США с КНР, борьбе за лидерство на рынке оборудования для сетей G 5, а на региональном уровне при стремлении Китая расширить военно-морскую базу Ломбрум и конкурирующим планам ее перестройки Папуа-Новой Гвинеей с Австралией, - планам по размещению в будущем на постоянной основе военных кораблей Австралии и сателлитов.

Это позволит Австралии и США использовать порт двойного назначения и расширить маневренность австралийского флота в южной части Тихого океана в борьбе за энергоресурсы и морские пути региона, сообщает https://v-matveev.org/sderzhivanie-kitaya-ssha-velikobritaniej-avstraliej-i-yaponiej-v-aziatsko-tixookeanskom-regione-popytka-sozdaniya-aziatskogo-nato-i-provocirovaniya-stolknovenij-indii-s-knr/

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий