Переименование Тюркского совета в Организацию тюркских государств призвано показать большую солидарность участников альянса, статус наблюдателя в котором стремится получить Украина

системный аналитик, политтехнолог Владимир Матвеев

Совет сотрудничества тюркоязычных государств, переименованный в Организацию тюркских государств, символизирует движение в сторону более обязывающей структуры, переход участников к более интенсивному развитию и продвижению общей тюркской идентичности на основе концепции «Видение Тюркского мира» на период до 2040 года.

Об этом заявил 12 ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции по итогам VIII саммита лидеров Совета сотрудничества тюркоязычных государств в черте Стамбула, сообщает https://www.aa.com.tr/ru/политика/тюркский-совет-переименован-в-организацию-тюркских-государств/2419294

По его мнению, переименование и реструктуризация организации приведут к ее более интенсивному развитию, поскольку тюркские страны на протяжении тысячелетий «оставались центром культуры и цивилизации» и со временем «Солнце вновь будет восходить с Востока».

«Тюркские страны на протяжении тысячелетий оставались центром культуры и цивилизации. Уверен, что так будет и впредь. Солнце вновь будет «восходить» с Востока. Организация тюркских государства не должна никого беспокоить. Наоборот, нужно стремиться стать частью этой восходящей структуры, основанной на исторической общности. Это - платформа развития межгосударственных связей», сказал президент Эрдоган, под эгидой которого проходил саммит.

По словам Эрдогана, утвердив концепцию тюркского мира на период до 2040 года, участники саммита определили перспективы развития Организации тюркских государств. Правительствам даны поручения подготовить «дорожную карту» на период до 2026 года.

«Мы должны укреплять экономические и торговые связи, так же, как укрепляем нашу политическую и общественную солидарность», подчеркнул президент Турции, сообщив, что в сейчас торговый оборот между тюркоязычными странами составляет 21 миллиард долларов.

Напомним, Тюркский совет был призван продвигать всестороннее сотрудничество между Турцией и тюркоязычными республиками бывшего Советского Союза – Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном; статус наблюдателя имеет Венгрия, а отныне - Туркменистан.

Под эгидой этой организации работает много совместных структур, профессиональных и бизнес-объединений, логистические и военные проекты. В условиях становления нового мирового порядка Анкара стремится еще больше использовать преимущества своего стратегического положения, планируя стать важным логистическим узлом не только в своем регионе, а  и значительно шире, контролируя стратегически значимые проливы и газопроводы конкурирующих стран и альянсов.  

Так, по словам Эрдогана, «Соглашение о комбинированных грузоперевозках» может превратить «дороги между участниками, включая проходящий через Каспий Международный средний коридор Восток-Запад, в основные артерии этой географии. Жизненно важное значение в этом смысле имеет и сообщение Азербайджан-Нахчыван».

Напомним, Азербайджан, связывая западные части страны и Нахчыванскую Автономную Республику автомобильными и железнодорожными путями через Зангезурский район и Армению, планирует в будущем установить новое транспортное сообщение с Турцией, https://www.aa.com.tr/ru/мир/зангезурский-коридор-обеспечит-новое-сообщение-между-турцией-и-азербайджаном/2259451

Характерно, что в случае продолжения реализации узбекско-туркменского проекта по выходу на новые рынки через транспортные коридоры Южной Азии и Южного Кавказа, КНР может стать основным бенефициаром. Зангезурский коридор также может быть интересен в аспекте реализации проекта «Один пояс, один путь» и регионального сотрудничества, хотя вопрос финансирования остается открытым, сообщает https://v-matveev.org/potencialnye-beneficiary-uzbeksko-turkmenskogo-proekta-po-vyxodu-na-novye-rynki-cherez-yuzhnyj-kavkaz-i-riski/

Помимо торговых и культурных связей у Турции и большинства участников форума разнообразные военные связи. Военные связи с поставкой турецких боевых дронов сыграли решающую роль в достижениях Баку в Карабахе в 2020 году.

Турецкие СМИ неоднократно писали о создании «пантюркистской армии». Министр обороны Турции обсуждал военно-техническое сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном. Власти Кыргызии, которая входит в состав ОДКБ, подписали контракт с Турцией на поставку дронов Bayraktar TB2, https://v-matveev.org/turciya-postavit-polshe-boevye-bespilotniki-bayraktar-tb2-prichiny-i-strategicheskie-celi/

Боевой дрон Bayraktar TB2 в сентябре был представлен в Ашхабаде, приуроченном к 30-летию «нового Туркменистана»; в октябре покупку таких боевых дронов подтвердила Кыргызия. В октябре контракт на поставку турецких дронов ANKA-S подписал союзник Москвы по ОДКБ Казахстан. Приобретение Кыргызстаном и соседними странами ударных беспилотников у Турции обеспокоило РФ, https://v-matveev.org/priobretenie-kyrgyzstanom-udarnyx-bespilotnikov-u-turcii-obespokoilo-rf/

Пользуясь особым интересом президента Эрдогана к Крыму и странам Черноморского региона, статус наблюдателя в тюркской семье стремится получить Украина, поднимая на щит крымско-татарское сообщество, основная часть которого проживает в Крыму. Турция, США, НАТО проявляют особый интерес к стране, имеющий выход к Черному морю в подбрюшье РФ, заключая с Украиной стратегические торговые, военные договоры.

Наряду с этим тем, вокруг Украины происходит новый виток военной и геополитической напряженности, вызванной в определенной мере применением на Донбассе дрона турецкого производства Bayraktar. По данным Минобороны Украины, следующий шаг за покупкой Украиной турецких дронов, - развитие турецко-украинского производства боевых дронов, сообщает https://v-matveev.org/ukrainskie-kompanii-podpisali-kontrakty-s-tureckoj-baykar-makina-na-postavku-dvigatelej-dlya-tureckix-bpla/ и https://v-matveev.org/tureckaya-kompaniya-proizvoditel-dronov-bayraktar-savunma-podpisala-s-minoborony-ukrainy-strategicheski-znachimoe-soglashenie-v-ramkax-krupnogo-investicionnogo-proekta-po-stroitelstvu-pervogo-centra-v/

Показательно, что минобороны Украины в 2022 году намерено закупить у Турции новую партию БПЛА Bayraktar для нужд ВС Украины. Турецкие боевые дроны буду применяться в Украине, так как, «мы должны защищать нашу независимость, в том числе согласно 51 статье устава ООН», сказал недавно назначенный министр обороны Украины А. Резников.

В этом контексте украинское госпредприятие «Ивченко-Прогресс» в рамках выставки военной промышленности SAHA Expo-2021 https://www.sahaexpo.com/defence-aerospace-exhibition/в Стамбуле подписало 11 ноября контракты с турецким производителем беспилотных воздушных систем Baykar Makina на поставку партии турбореактивных двигателей для беспилотного истребителя MIUS, а также для учебно-тренировочного самолета, сообщает https://v-matveev.org/ukrainskie-kompanii-podpisali-kontrakty-s-tureckoj-baykar-makina-na-postavku-dvigatelej-dlya-tureckix-bpla/

Компания «Мотор Сич» также подписала контракт с турецкой компанией Baykar Makina на поставку партии двигателей для тяжелого ударного истребителя AKINCI.

Кроме приобретения двигателей для турецких летательных аппаратов у предприятий Украины, Анкара также, согласно ряду источников, стремится получить ядерное оружие и технологии боеголовок из Пакистана.

В контексте увеличения инструментов оказания влияния на Москву, Анкара усиливает влияние в приграничных с РФ странах, получая более сильные позиции в переговорах с Москвой по многим вопросам: экономические, энергетические и военные проекты, Сирия, Ливия, Афганистан, Украина, контроль ситуации на Южном Кавказе и шире.

При этом участники указанного тюркского альянса очень разношерстны и являются членами различных региональных альянсов. Так, Турция и Венгрия – члены НАТО, Казахстан и Киргизия входят в ЕАЭС, Туркменистан имеет нейтральный статус, Азербайджан и Узбекистан не входят в альянсы, которые накладывают на его участников особые обязательства.

Более того, члены переименованного альянса технологически зависимы от КНР и Юго-Восточной Азии, США и Европы.

Наряду с этим, по словам президента Эрдогана, внеочередная встреча глав МИД Тюркского совета по Афганистану, которая прошла 27 сентября, продемонстрировала решимость членов организации брать на себя инициативу в региональных процессах.

Исходя из изложенного и новых миграционных волн после непрофессионального вывода войск США из Афганистана, в перспективе усиление Турции в Средней Азии вызовет, прежде всего, углубление соперничества и рост противоречий. Дело в том, что проект под эгидой Эрдогана типа новый «Великий Туран» подрывает Евразийский проект и угрожает сплоченности ОДКБ.

В любом случае, вышеизложенные факты и тенденции подтверждают тезис о том, что, как я пишу в своей книге Матвеев В.И. «Шторм» над Черноморско-каспийским регионом: КНР и РФ в тисках «Трехморья» и нового «Великого Турана» за завесой коронавируса». - Киев, январь 2021, - в фокусе внимания глобальных игроков в контексте продвижения проектов с одной стороны «Трехморье», а, с другой, - новый «Великий Туран», находятся Черноморско-каспийский регион, Черное море, Крым, страны Средней Азии https://v-matveev.org/novaya-kniga-v-i-matveeva-shtorm-nad-chernomorsko-kaspijskim-regionom-za-zavesoj-koronavirusa-kiev-yanvar-2021-g/ и

Президенты Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины обсудят в Варшаве, а позднее лидеры «Бухарестской девятки» обсудят в Румынии обострившуюся ситуацию в регионе и общие действия
и https://v-matveev.org/strany-buxarestskoj-devyatki-osudili-agressivnye-dejstviya-rf-protiv-ukrainy-i-prizvali-k-ukrepleniyu-evroatlanticheskoj-solidarnosti/

Турция, «пытаясь совместить «пантюркизм» и «нео-османизм», стремится создать новый военно-политический блок от Крыма до Западного Китая. При клубке интересов разных игроков в регионах пролегания, главный вопрос – какой окажется оболочка обновленного проекта «Великий Туран», стр. 22 книги.

Для понимания сути игры важно, что по мнению главы Ми-6 57-летнего Ричарда Мура, обеспечение президенту Турции Эрдогану статуса лидера региона, поможет также оказать давление на Россию.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

В саммите под председательством Эрдогана приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. В числе участников саммита – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев.

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий