Президент США пообещал Тайваню защиту от Китая в случае вторжения на фоне «акций устрашения» в ИТР?
системный аналитик, политтехнолог Владимир Матвеев
На фоне «акций устрашения» в ИТР, Юго-Восточной Азии, которые угрожают развитием конфликтов в военно-политической области, заявление президента Байдена о том, что США будут защищать Тайвань в случае нападения КНР, является отступлением от внешнеполитической позиции США, занимаемой ранее, и является фэйком.
1.В частности, президент США Байден 21 октября, на встрече с избирателями, организованной медиакомпанией CNN в Балтиморе, ответил на вопрос Андерсона Купера, встанут ли США на защиту Тайваня в случае нападения Китая, что США будут защищать Тайвань, если остров подвергнется нападению со стороны КНР.
Президент Байден ответил: «Да, у нас есть обязательства это сделать».
В свою очередь, Пекин призвал США «не посылать неверные сигналы силам независимости Тайваня, чтобы не нанести серьезного ущерба китайско-американским связям, миру и стабильности в Тайваньском проливе».
Позднее представитель Белого дома сказал ряду СМИ США, что эти высказывания президента США Джозефа Байдена не означают изменения политики.
«Я не желаю холодной войны с Китаем. Я просто хочу, чтобы Китай понял, что мы не собираемся отступать, что мы не собираемся менять свои взгляды», уточнил президент США.
Проводимая годами политика США «стратегическая двусмысленность», заключается в том, что Вашингтон всячески помогает вооружать Тайвань и региональных партнеров, однако не дает обещаний явным образом прийти на помощь этому острову.
Напомним, статус Тайваня представляет собой «красную линию» для властей КНР, которые считают остров своей провинцией и «внутренним делом», а нынешние власти Тайваня – «независимым государством» со своей Конституцией. США признают суверенитет Пекина над этой территорией, однако считают статус Тайваня неурегулированным.
2.В 2021 году наблюдается рост напряженности между США и КНР в ИТР, вокруг Тайваня, когда после недавнего нарушения воздушного пространства в Восточно-Китайском море и напряженности, созданной ими в Южно-Китайском море под названием «свободы судоходства» https://www.mnd.gov.tw/english/Publish.aspx?title=News%20Channel&SelectStyle=Defense%20News%20&p=79123 и https://v-matveev.org/kitaj-i-prilegayushhie-zalezhi-energoresursov-v-fokuse-dejstvij-pentagona-i-soyuznikov-v-indo-tixookeanskom-regione/, подтолкнули КНР к увеличению своего присутствия в регионе и действиям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в контексте того, что Пекин рассматривает Тайвань как часть своей территории.
В начале октября тайваньское Минобороны несколько раз сообщало о вторжении военных самолетов Китая в воздушное пространство страны.
Так, 4 октября было зафиксировано 52 самолета, что стало новым рекордом. В маневрах приняли участие 36 многоцелевых истребителей J-16, два Су-30, противолодочных самолетов Y-8, два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-500 и 12 стратегических бомбардировщиков H-6, способные нести ядерные боеголовки https://www.mnd.gov.tw/english/PublishTable.aspx?types=Military%20News%20Update&Title=News%20Channel
За указанный период в зону обороны Тайваня вошли десятки самолетов КНР после того, как данное непризнанное государство попыталось стать участником крупного торгового договора в Тихоокеанском регионе.
В ответ на действия китайской стороны были развернуты зенитно-ракетные комплексы, и министр обороны Тайваня Чиу Куо Чен сказал, что «опасность вооруженного конфликта в Тайваньском проливе сейчас самая высокая за последние 40 лет».
В этом контексте проход эскадры из десяти военных кораблей КНР и РФ по проливу Цугару между японскими островами Хонсю и Хоккайдо рассматривается также как ответ КНР на регулярные проходы кораблей ВМС США и других стран Запада через Тайваньский пролив.
Невзирая на то, что у США нет официальных отношений с Тайванем, в американском законе прописано, что США должны предоставлять Тайваню средства для обороны, что Вашингтон и делал последние годы.
3. В контексте борьбы за регион и с целью сдерживания КНР, под эгидой США созданы альянсы QUAD, AUKUS, о членстве или партнерстве с которыми сейчас размышляют некоторые другие страны региона.
Лидеры стран Индо-тихоокеанской группы QUAD договорились на очном саммите в Белом доме после провала США в Афганистане расширить совместную работу в космосе, киберпространстве, в области развития инфраструктуры и технологий, 5G и др., сообщает https://v-matveev.org/glava-pentagona-priedet-ukreplyat-svyazi-v-chernomorskimi-stranami-ukrainoj-rumyniej-i-gruziej-na-fone-uchenij-gruppy-quad-kak-chasti-malabar-2021-v-fokuse-rf-i-knr/ и https://v-matveev.org/lidery-quad-dogovorilis-protivostoyat-knr-i-rf-v-kiberprostranstve-kosmose-v-oblasti-razvitiya-5g-i-postavkax-poluprovodnikov/
Главной задачей Quad и созданного в сентябре AUKUS является мобилизация региональных союзников и партнеров для противодействия растущему влиянию КНР, а также и РФ.
Так, в ходе своей программной речи на открывшейся 8 октября сессии парламента Японии новый премьер-министр Японии Фумио Кисида среди ключевых внешне и внутриполитических ориентиров назвал «дальнейшее укрепление союза с Соединенными Штатами Америки» и высказал решимость всячески укреплять Азиатский военно-политический блок QUAD в составе США, Японии, Австралии и Индии для «борьбы с китайским наступлением в регионе и мире», сообщает https://asia.nikkei.com/Politics/Japan-PM-Kishida-vows-to-strengthen-Quad-alliance-and-China-ties и https://www.japantimes.co.jp/news/2021/10/08/national/politics-diplomacy/kishida-first-policy-speech/ и https://v-matveev.org/ocherednoe-obostrenie-vokrug-tajvanya-kotoryj-ostaetsya-odnim-iz-vazhnyx-aspektov-sopernichestva-mezhdu-ssha-i-knr-prichiny-i-prognozy/
В октябре 2020 года Пекин назвал альянс Quad «тихоокеанским НАТО», который продвигает «менталитет холодной войны» и подогревает «разногласия».
Обеспокоенность властей КНР созданием AUKUS связана с наличием в нем элементов устойчивого технологического партнерства. Показательно, что Китай после объявления о создании AUKUS подал официальную заявку на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.
При росте напряженности в регионе АТР страны Юго-Восточной Азии, которые формально не входят в указанные альянсы, определяются, как обеспечить свою безопасность, не разрывая при этом выгодные связи с одной стороны, с КНР, а, с другой, с США.
Закономерно, что в ходе объявленной в октябре реструктуризации ЦРУ после провала с оценкой ситуации в Афганистане и регионе, создание ЦРУ нового структурного подразделения – «Центра операций по Китаю» (CMC) – также свидетельствует о том, что Администрация Байдена уделяет особое внимание Индо-Тихоокеанскому региону, противодействию Пекину и его проектам на региональном и глобальном уровне, в сфере новейших технологий, сообщает https://v-matveev.org/premer-yaponii-kusida-delaet-stavku-na-ssha-i-ukreplenie-voenno-politicheskogo-bloka-quad/
Неурегулированный территориальный спор с КНР, которая разместила на границе с Индией 50-тысячную группировку, подталкивает Индию к все более тесному сближению с США.
Напомним, Индо-Тихоокеанский регион (ИТР) отражает рост и взаимопроникновение сфер влияния КНР и Индии, которая последнее время сблизилась с Администрацией Байдена, а также значительное увеличение морских торговых потоков, прежде всего, поставок энергоносителей, между Восточной Азией, Южной Азией и Ближним Востоком. Напомним, Восточная Азия является естественной осью Азиатско-Тихоокеанского региона.
ИТР иллюстрирует растущие стратегические интересы Индии в Восточной Азии и западной части Тихого океана.
Введение в ИТР новых игроков позволит «размывать» растущее влияние Китая. Основная ставка делается США и партнерами, в первую очередь, на Индию в составе формируемых альянсов. В этом контексте министры иностранных дел Израиля, Индии, США и ОАЭ провели 18 октября виртуальную встречу, на которой договорились о создании международного форума для развития экономического сотрудничества, что при удачном развитии событий позволило бы им стать более влиятельными игроками в регионе, сообщает https://v-matveev.org/ssha-indiya-izrail-i-oae-namereny-formirovat-novuyu-os-vliyaniya-celi/
Развитие такой платформы открывает перед Нью-Дели новые возможности, которые в идеале могли бы позволить в перспективе расширить влияние Индии как в Индо-Тихоокеанском регионе, так и на Ближнем Востоке, https://southfront.org/u-s-forming-new-axis-of-power-in-middle-east/и может стать еще одной платформой для создания нового военного альянса против мощи Китая.
Если в ИТР, где образованы новые военно-политические блоки не случится непредвиденный случай или Casus Belli, при развитии мощи Китая ситуация в регионе может измениться в течение двух-трех лет.
Меры, предпринятые Пекином на Тайване, сейчас можно рассматривать как измерение реакции США при помощи усиления давления на Тайвань; конфликт, развязанный в ИТР, в Юго-Восточной Азии, способен вызвать цунами глобального кризиса, на который сами США, после ошибки с Афганистаном, не решатся.С
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.