Президент США пообещал Тайваню защиту от Китая в случае вторжения на фоне «акций устрашения» в ИТР?

системный аналитик, политтехнолог Владимир Матвеев

На фоне «акций устрашения» в ИТР, Юго-Восточной Азии, которые угрожают развитием конфликтов в военно-политической области, заявление президента Байдена о том, что США будут защищать Тайвань в случае нападения КНР, является отступлением от внешнеполитической позиции США, занимаемой ранее, и является фэйком.

1.В частности, президент США Байден 21 октября, на встрече с избирателями, организованной медиакомпанией CNN  в Балтиморе, ответил на вопрос Андерсона Купера, встанут ли США на защиту Тайваня в случае нападения Китая, что США будут защищать Тайвань, если остров подвергнется нападению со стороны КНР.

Президент Байден ответил: «Да, у нас есть обязательства это сделать».

В свою очередь, Пекин призвал США «не посылать неверные сигналы силам независимости Тайваня, чтобы не нанести серьезного ущерба китайско-американским связям, миру и стабильности в Тайваньском проливе».

Позднее представитель Белого дома сказал ряду СМИ США, что эти высказывания президента США Джозефа Байдена не означают изменения политики.

«Я не желаю холодной войны с Китаем. Я просто хочу, чтобы Китай понял, что мы не собираемся отступать, что мы не собираемся менять свои взгляды», уточнил президент США.

Проводимая годами политика США «стратегическая двусмысленность», заключается в том, что Вашингтон всячески помогает вооружать Тайвань и региональных партнеров, однако не дает обещаний явным образом прийти на помощь этому острову.

Напомним, статус Тайваня  представляет собой «красную линию» для властей КНР, которые считают остров своей провинцией и «внутренним делом», а нынешние власти Тайваня – «независимым государством» со своей Конституцией. США признают суверенитет Пекина над этой территорией, однако считают статус Тайваня неурегулированным.

2.В 2021 году наблюдается рост напряженности между США и КНР в ИТР, вокруг Тайваня, когда после недавнего нарушения воздушного пространства в Восточно-Китайском море и напряженности, созданной ими в Южно-Китайском море под названием «свободы судоходства» https://www.mnd.gov.tw/english/Publish.aspx?title=News%20Channel&SelectStyle=Defense%20News%20&p=79123 и https://v-matveev.org/kitaj-i-prilegayushhie-zalezhi-energoresursov-v-fokuse-dejstvij-pentagona-i-soyuznikov-v-indo-tixookeanskom-regione/, подтолкнули КНР к увеличению своего присутствия в регионе и действиям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в контексте того, что Пекин рассматривает Тайвань как часть своей территории.

В начале октября тайваньское Минобороны несколько раз сообщало о вторжении военных самолетов Китая в воздушное пространство страны.

Так, 4 октября было зафиксировано 52 самолета, что стало новым рекордом. В маневрах приняли участие 36 многоцелевых истребителей J-16, два Су-30, противолодочных самолетов Y-8, два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-500 и 12 стратегических бомбардировщиков H-6, способные нести ядерные боеголовки https://www.mnd.gov.tw/english/PublishTable.aspx?types=Military%20News%20Update&Title=News%20Channel

За указанный период  в зону обороны Тайваня вошли десятки самолетов КНР после того, как данное непризнанное государство попыталось стать участником крупного торгового договора в Тихоокеанском регионе.     

В ответ на действия китайской стороны были развернуты зенитно-ракетные комплексы, и министр обороны Тайваня Чиу Куо Чен сказал, что «опасность вооруженного конфликта в Тайваньском проливе сейчас самая высокая за последние 40 лет».

В этом контексте проход эскадры из десяти военных кораблей КНР и РФ по проливу Цугару между японскими островами Хонсю и Хоккайдо рассматривается также как ответ КНР на регулярные проходы кораблей ВМС США и других стран Запада через Тайваньский пролив.

Невзирая на то, что у США нет официальных отношений с Тайванем, в американском законе прописано, что США должны предоставлять Тайваню средства для обороны, что Вашингтон и делал последние годы.

3. В контексте борьбы за регион и с целью сдерживания КНР, под эгидой США созданы альянсы QUAD, AUKUS, о членстве или партнерстве с которыми сейчас размышляют некоторые другие страны региона.

Лидеры стран Индо-тихоокеанской группы QUAD договорились на очном саммите в Белом доме после провала США в Афганистане расширить совместную работу в космосе, киберпространстве, в области развития инфраструктуры и технологий, 5G и др., сообщает https://v-matveev.org/glava-pentagona-priedet-ukreplyat-svyazi-v-chernomorskimi-stranami-ukrainoj-rumyniej-i-gruziej-na-fone-uchenij-gruppy-quad-kak-chasti-malabar-2021-v-fokuse-rf-i-knr/ и https://v-matveev.org/lidery-quad-dogovorilis-protivostoyat-knr-i-rf-v-kiberprostranstve-kosmose-v-oblasti-razvitiya-5g-i-postavkax-poluprovodnikov/

Главной задачей Quad и созданного в сентябре AUKUS является мобилизация региональных союзников и партнеров для противодействия растущему влиянию КНР, а также и РФ.

Так, в ходе своей программной речи на открывшейся 8 октября сессии парламента Японии новый премьер-министр Японии Фумио Кисида среди ключевых внешне и внутриполитических ориентиров назвал «дальнейшее укрепление союза с Соединенными Штатами Америки» и высказал решимость всячески укреплять Азиатский военно-политический блок QUAD в составе США, Японии, Австралии и Индии для «борьбы с китайским наступлением в регионе и мире», сообщает https://asia.nikkei.com/Politics/Japan-PM-Kishida-vows-to-strengthen-Quad-alliance-and-China-ties и https://www.japantimes.co.jp/news/2021/10/08/national/politics-diplomacy/kishida-first-policy-speech/ и https://v-matveev.org/ocherednoe-obostrenie-vokrug-tajvanya-kotoryj-ostaetsya-odnim-iz-vazhnyx-aspektov-sopernichestva-mezhdu-ssha-i-knr-prichiny-i-prognozy/

В октябре 2020 года Пекин назвал альянс Quad «тихоокеанским НАТО», который продвигает «менталитет холодной войны» и подогревает «разногласия».

Обеспокоенность властей КНР созданием AUKUS связана с наличием в нем элементов устойчивого технологического партнерства. Показательно, что Китай после объявления о создании AUKUS подал официальную заявку на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

При росте напряженности в регионе АТР страны Юго-Восточной Азии, которые формально не входят в указанные альянсы, определяются, как обеспечить свою безопасность, не разрывая при этом выгодные связи с одной стороны, с КНР, а, с другой, с США.

Закономерно, что в ходе объявленной в октябре реструктуризации ЦРУ после провала с оценкой ситуации в Афганистане и регионе, создание ЦРУ нового структурного подразделения – «Центра операций по Китаю» (CMC) – также свидетельствует о том, что Администрация Байдена уделяет особое внимание Индо-Тихоокеанскому региону, противодействию Пекину и его проектам на региональном и глобальном уровне, в сфере новейших технологий, сообщает https://v-matveev.org/premer-yaponii-kusida-delaet-stavku-na-ssha-i-ukreplenie-voenno-politicheskogo-bloka-quad/

Неурегулированный территориальный спор с КНР, которая разместила на границе с Индией 50-тысячную группировку, подталкивает Индию к все более тесному сближению с США.

Напомним, Индо-Тихоокеанский регион (ИТР) отражает рост и взаимопроникновение сфер влияния КНР и Индии, которая последнее время сблизилась с Администрацией Байдена, а также значительное увеличение морских торговых потоков, прежде всего, поставок энергоносителей, между Восточной Азией, Южной Азией и Ближним Востоком. Напомним, Восточная Азия является естественной осью Азиатско-Тихоокеанского региона.

ИТР иллюстрирует растущие стратегические интересы Индии в Восточной Азии и западной части Тихого океана.

Введение в ИТР новых игроков позволит «размывать» растущее влияние Китая. Основная ставка делается США и партнерами, в первую очередь, на Индию в составе формируемых альянсов. В этом контексте министры иностранных дел Израиля, Индии, США и ОАЭ провели 18 октября виртуальную встречу, на которой договорились о создании международного форума для развития экономического сотрудничества, что при удачном развитии событий позволило бы им стать более влиятельными игроками в регионе, сообщает https://v-matveev.org/ssha-indiya-izrail-i-oae-namereny-formirovat-novuyu-os-vliyaniya-celi/

Развитие такой платформы открывает перед Нью-Дели новые возможности, которые в идеале могли бы позволить в перспективе расширить влияние Индии как в Индо-Тихоокеанском регионе, так и на Ближнем Востоке, https://southfront.org/u-s-forming-new-axis-of-power-in-middle-east/и может стать еще одной платформой для создания нового военного альянса против мощи Китая.

Если в ИТР, где образованы новые военно-политические блоки не случится непредвиденный случай или Casus Belli, при развитии мощи Китая ситуация в регионе может измениться в течение двух-трех лет.

Меры, предпринятые Пекином на Тайване, сейчас можно рассматривать как измерение реакции США при помощи усиления давления на Тайвань; конфликт, развязанный в ИТР, в Юго-Восточной Азии, способен вызвать цунами глобального кризиса, на который сами США, после ошибки с Афганистаном, не решатся.С

Информация об авторе

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Оставить комментарий